20.09.2024
861
О чем речь? Эгикал – древний заброшенный город Ингушетии. Построенные в XII веке башни выполняли сразу несколько функций: боевые были призваны защищать от врагов, в жилых вели нехитрый быт местные жители, а в склепах они находили свое последнее пристанище. Многие из построек сохранились до наших дней.
На что обратить внимание? Сегодня Эгикал – крупнейший музей под открытым небом. Здесь официально проживает одна семья, а местными властями планируется проведение масштабных консервационных, реставрационных и восстановительных работ.
Эгикал — это величественный исторический памятник, расположенный на южном склоне священной горы Цей-Лоам на высоте 1250 метров. Согласно легендам, здесь обитал бог-громовержец Сели. Этот комплекс башен, находящийся в Джейрахско-Ассинском заповеднике, привлекает людей, стремящихся окунуться в средневековую атмосферу и ощутить величие прошлого.
Территория поселения украшена разнообразными культурными объектами. Циклопические жилища башенного типа восстанавливают древнюю архитектуру. Каменные блоки укладывались друг на друга без использования раствора, а дома строились на скалах, проверенных с помощью молока — если оно не впитывалось в землю, строительство было разрешено.
Шесть боевых башен, именуемых «вов» на ингушском языке, служат свидетельством былого величия этих земель и сохранились как напоминание о прошлом.
Рядом с главными башнями расположены пять полубоевых и пятьдесят жилых шпилей, которые в ингушской традиции называются «гала». Эти сооружения воплощают суть местной архитектуры и являются хранителями многовековой истории. В окрестностях находятся многочисленные могильники, включая 106 склепов и один мавзолей, которые свидетельствуют о древних обрядах и почитании предков. Три святилища представляют собой места мистического соприкосновения с прошлым. Хотя когда-то здесь было 11 боевых башен, до наших дней в идеальном состоянии сохранилась лишь одна. На стенах можно увидеть петроглифы, рисунки и отпечатки ладоней их строителей.
Эгикал погружает в историю, отражая богатство культурного наследия этих мест. В прошлом это поселение было домом для мастеров разных профессий, таких как гончары, ювелиры, оружейники и знахари.
Согласно легенде, еще в XII веке благородный Эльберд, прародитель одного из родов, завещал своим трем сыновьям — Таргиму, Хамхи и Эги — обосноваться в своих аулax. Эги унаследовал отцовское поселение, а его братьям пришлось создавать новые. Так возникли башенные комплексы Эгикал, Хамхи и Таргим, позже названные «Троеградием» или «Кхаькхаьле». Считается, что именно отсюда началось расселение ингушей на равнинные территории.
Точный возраст Эгикала и соседних городов до сих пор неизвестен, но их история уходит в глубокую древность. Ученые утверждают, что на это указывают найденные предметы куро-аракской культуры (IV-II тысячелетия до нашей эры).
Древние поселения строились на определенном расстоянии друг от друга. Одной из причин такого расположения была необходимость формирования сигнальной системы. Считается, что башни использовались для передачи тревожных знаков во время вражеских нападений, предупреждая жителей соседних аулов о грозящей опасности.
В Средневековье Эгикал был процветающим центром ремесел и торговли, играя ключевую роль в жизни горной Ингушетии и фактически являясь «столицей Ассинского ущелья». Город находился на Великом шелковом пути и пересекался с важнейшими торговыми маршрутами: из Дагестана через Чечню, Ингушетию и Осетию на запад, а также из Картлии через Тушетию, Хевсуретию и Ингушетию на север к равнинам Северного Кавказа. Эти пути способствовали активному развитию торговли в регионе.
В Эгикале проживали в основном животноводы и ремесленники: гончары, ювелиры, оружейники и знахари, использовавшие целебные травы с окружающих альпийских лугов. Местные мастера производили изделия, которые были известны далеко за пределами региона. Например, ремесленники из Эгикала и Хамхи изготавливали посуду и сосуды из белой глины, добываемой в Таргимской котловине.
Эгикал стал местом рождения многих известных ингушских тейпов. Потомки знаменитых родов, выходцев из Эгикала, продолжают жить и по сей день. Среди них такие семьи, как Аушевы, Богатыревы, Ведзижевы, Газдиевы (в том числе Базоркины), Дахкильговы, Тангиевы, Ужаховы.
Ингуши обитали в Эгикале до 1944 года, когда Берия издал указ о их насильственной депортации. Люди смогли вернуться на родные земли только после смерти Сталина, но доступ к горным районам был закрыт, и Эгикал остался заброшенным, превратившись в печальный символ утраченного величия.
Сегодня Эгикал — это необитаемый архитектурный комплекс, который называют ингушским Олимпом. Он является музеем под открытым небом и привлекает множество путешественников, посещающих данное место.
В будущем планируется преобразовать Эгикал в туристический центр, построив рядом с башнями отели, рестораны и другие объекты туристической инфраструктуры.
Башенный комплекс Эгикал, уникальное наследие Ингушетии, находится на рассмотрении для включения в список ЮНЕСКО. Этот шаг подчеркивает историческую значимость и уникальность комплекса.
Вот ключевые особенности Эгикала:
В Эгикале планируются масштабные консервационные, реставрационные и восстановительные работы после проведения необходимых археологических исследований и согласований.
Сегодня Эгикал — это уникальный музей под открытым небом, и основная цель поездки сюда — осмотр древних башен. Галы и воувы гармонично вписываются в ландшафт Ингушетии, поэтому можно долго гулять по аулу, наслаждаться видами сооружений и гор, а также фотографировать их.
Кроме того, посещение Эгикала можно совместить с участием в спортивных или культурных праздниках, которые проходят здесь ежегодно. Например, с 2012 года в Джейрахском районе Республики Ингушетия проходит международный турнир по смешанным единоборствам «Битва в горах».
Бои на турнире проводятся на рингах под открытым небом, а величественные горы и одни из крупнейших средневековых башен создают свою уникальную атмосферу. Первый турнир прошел в Эгикале, но из-за большого количества зрителей и участников второй этап соревнований перенесли в соседний аул Таргим. Обычно турнир проводится в начале лета.
В Эгикале, в родовом склепе, похоронен известный советский писатель Идрис Муртузович Базоркин, автор романа «Из тьмы веков», который считается энциклопедией жизни ингушского народа.
Эгикал станет отличным местом для тех, кто интересуется Средневековьем, культурой кавказских народов и просто любит горы, предлагая множество захватывающих приключений.
Эгикал расположен в Джейрахском районе Ингушетии и административно относится к Гулинскому сельскому поселению. Добраться до этого горного комплекса можно только на автомобиле. Существует два основных маршрута.
Оптимальным способом посетить Эгикал является экскурсия, так как туристическая фирма берет на себя все заботы о транспорте, информационной поддержке и других важных моментах.
Если вы планируете использовать личный автомобиль, то расстояние до Эгикала следующее:
По этим маршрутам ведет асфальтированная и комфортная дорога, а живописные виды компенсируют крутые повороты. Башенный город Эгикал виден издалека, и мимо проехать сложно. Возле указателя «Заповедник Эрзи» можно оставить автомобиль на трассе и далее пройти пешком по тропинке к башенному комплексу.
Координаты: 42.833214, 44.916438.
Эгикал можно посещать в любое время года, так как красиво здесь всегда. Расположенный в Джейрахском ущелье, он легко вписывается в любой экскурсионный маршрут по Ингушетии.
Название можно перевести как «крыша дома» («кеал»). Местные жители называли себя галгаями, что означает «строители башен».
Да, в Эгикале проживают люди. Более тридцати лет назад Магомед Гуражев с семьей вернулся на родину предков, восстановил родовую башню и построил небольшой дом рядом. Из современных удобств у него имеется лишь электричество, а воду приходится добывать из родника.
Семья занимается скотоводством. Старший сын Магомеда, 33-летний Зяудин, работает инспектором в Джейрахско-Ассинском музее-заповеднике. В его обязанности входит в том числе контроль за сохранностью башенных комплексов горных сел, которые являются объектами культурного наследия музея-заповедника.
Эгикал — это древнее поселение в Ингушетии, которое является одним из крупнейших живых музеев истории и архитектуры, расположенным среди гор. Башни, построенные в XII веке, рассказывают о развитии местного народа в Ассинском ущелье. Извивающиеся горные тропы, дополняемые историческими памятниками, предлагают захватывающие виды на долину. Башни Ингушетии обладают особой атмосферой и вызывают размышления о богатой истории этого народа.