10.12.2024
907
О чем статья? Дворы Москвы – уникальное пространство, которое отражает богатую историю города и его жителей. В каждом из них скрыты тысячи сюжетов, создавших неповторимый колорит столичных улиц. Это места, где смешиваются архитектурные стили разных эпох, следы древних времен и современные элементы.
Что в них интересного? Прогуливаясь по дворам Москвы, можно ощутить атмосферу уюта и спокойствия в сердце оживленного мегаполиса. От каменных парадных до зеленых скверов – каждый имеет неповторимую индивидуальность и приглашает всех желающих окунуться в его особый колорит.
Она представляет собой богатый и разнообразный пласт развития города, охватывающий период с древнерусских времен до наших дней.
Изначально Москва была укрепленным поселением, где многочисленные дворы, окруженные деревянными заборами, служили жилищем купцов, ремесленников, служащих, простых горожан. В эпоху Петра I начался активный процесс преобразования пространств: возводились каменные дома, развивалась городская инфраструктура. XIX век ознаменовался стремительным ростом промышленности Москвы, что повлекло изменения в архитектурном облике и оформлении дворов. В советский период индустриализация привела к строительству многоквартирных домов и коммунальных квартир. Сегодня московские дворы продолжают эволюционировать под воздействием современных тенденций в градо- и жилищном строительстве.
Архитектура и планировка московских двориков в центральной части столицы – уникальный пласт истории, демонстрирующий эволюцию городской застройки на протяжении веков. Многие из них сохранили архитектурные черты различных эпох, от элементов старинных усадеб до образцов классического конструктивизма и современного дизайна. Планировка дворов в центре Москвы, как правило, характеризуется компактностью, наличием зеленых насаждений, уютных скверов и пешеходных дорожек. Важное значение придается организации парковочных мест и обеспечению удобного доступа к жилым домам. Данный аспект архитектурной концепции отражает специфику урбанистического развития Москвы и особенности жизни в ее центральных двориках.
В старых районах Москвы: Бутырка, Таганка и Замоскворечье, дворы часто интегрированы в многоквартирные дома, возведенные в период с конца XIX по начало XX века. Эти пространства, как правило, характеризуются замкнутой планировкой и могут включать элементы озеленения, такие как деревья, кустарники и цветочные клумбы.
За последнее время в центральных районах Москвы возведено значительное количество новых жилых массивов. Эти комплексы зачастую оснащены современными придомовыми территориями, включающими в себя зоны отдыха и спортивные, детские игровые площадки.
В современном градостроительстве уделяется особое внимание этим характеристикам дворовых пространств. Проекты часто предусматривают ограничение движения транспорта, обустройство пешеходных зон и монтаж систем видеонаблюдения для обеспечения комфорта и безопасности.
Значительное внимание уделяется насаждениям на дворовых территориях. В рамках проектов реновации осуществляются посадки деревьев и кустарников, создаются небольшие сады и цветники, что способствует улучшению экологической обстановки.
Программы реновации в Москве направлены на комплексное обновление дворовых пространств, модернизацию инфраструктуры и создание комфортной городской среды. В их рамках проводятся работы по ремонту дорожного покрытия, установке скамеек, освещения, элементов обустройства.
Современные дворы в центре Москвы все чаще становятся площадками проведения культурных мероприятий, выставок и общения местных жителей, способствуя формированию сплоченного сообщества и повышению качества жизни.
Таким образом, архитектура и планировка дворовых пространств в центральной Москве отражает динамичный характер города, стремление к гармоничному сочетанию исторического наследия и современных потребностей жителей.
Географическое положение: 55.728130, 37.658436.
Крутицкое подворье является одним из старейших в столице, история его восходит к XIII веку. Согласно легенде, отшельник, обитавший в этих местах, предсказал Даниилу Московскому, младшему сыну Александра Невского, появление на левом берегу Москвы-реки мужского монастыря в селе Крутицы. Пророчество сбылось в 1272 году, когда здесь было основано подворье Сарайской епархии, игравшее важную дипломатическую роль в отношениях Руси и Золотой Орды.
Оригинальный архитектурный ансамбль не сохранился до наших дней. Современный облик подворья относится к концу XVII века, когда при митрополите Павле III Крутицы пережили период расцвета. В это время здесь часто останавливались патриархи, основана крупная монастырская библиотека, велись работы по переводу Библии с греческого на церковнославянский язык, а также разбит один из первых в Москве декоративных садов. Подворье не осталось в стороне от событий церковного раскола: в 1666 году в подвале Успенского собора был заточен протопоп Аввакум, сторонник старообрядчества.
С XVIII века Крутицкое подворье постепенно приходит в упадок. В 1721 году Петр I упразднил патриаршество. Затем здания пострадали от сильного пожара. При Екатерине II, проводившей церковную реформу, Крутицкая епархия была ликвидирована. Успенский собор стал приходским, а остальные постройки были переданы военным под казармы.
С тех пор подворье находилось в запущенном состоянии до начала масштабной реставрации в 1950-х под руководством Петра Барановского. Она вернула зданиям их исторический облик. С приходом перестройки Крутицы были возвращены церкви. Ныне здесь располагается Синодальный отдел по делам молодежи.
Посетители могут полюбоваться кирпичным ансамблем подворья, в который входят Успенский собор, шатровая колокольня, Крутицкий терем и Митрополичьи палаты. Особое внимание привлекают изразцы, украшающие постройки – такой декор встречается редко в храмовой архитектуре. Благодаря уникальности, Крутицкое подворье – прекрасное место для фотосъемки.
Географическое положение: 55.755432, 37.600572.
Никитский бульвар является популярным местом для прогулок как среди жителей Москвы, так и ее гостей. На бульваре расположены Музей Востока, Дом-музей Гоголя, множество других достопримечательностей. Здание Московской конторы Государственного банка (№ 12), стоящее на Никитском, представляет собой внушительную жилую постройку для его служащих.
Несмотря на строгий и лаконичный внешний вид, интерьер поражает уникальностью архитектуры. Комплекс зданий, построенный в форме удлиненной буквы «Ш», включает в себя ряд внутренних дворов, соединенных арками в стиле модерн. Кульминацией ансамбля является просторный двор-колодец неправильной формы. К сожалению, доступ во внутренние площадки ограничен. Но при вежливой просьбе к охраннику посещение возможно. Некоторые из дворов могут показаться знакомыми зрителям культового фильма «Место встречи изменить нельзя», поскольку именно здесь проходили съемки ряда сцен.
Географическое положение: 55.766623, 37.652400.
Следует отметить, что данный двор, расположенный по адресу Москва, Садовая-Черногрязская, 13, вблизи станции метро «Красные Ворота», пользуется известностью в определенных кругах. За фасадом здания в стиле сталинского ампира скрыта уединенная и тихая площадка. Единственным нарушением тишины служат звуки проходящих поездов Курского направления. Эта территория была создана приблизительно 20 лет назад по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова, основателя Музея русской иконы.
Пройдя через арку здания, посетитель оказывается перед воротами, охраняемыми двумя скульптурами львов в приветливых позах. За ними установлены еще три скульптуры: девочки с зонтом, моющейся собаки и мужчины, отдыхающего на скамейке. Сами изваяния заслуживают внимания реализмом: они выполнены в натуральную величину (за исключением, пожалуй, чрезмерной худобы девушки). Внешность мужчины, по всей видимости, списана с реального прототипа, так как она весьма запоминающаяся. Раньше фигура сидела на длинной скамейке, а ныне перенесена на короткую. Но при желании два человека могут удобно расположиться рядом с отдыхающим для фотографирования.
Напротив скульптурного двора расположен привлекательный особняк, предположительно бизнес-центр. Здание, видимо, построено недавно, но выполнено в стиле, имитирующем старинную архитектуру.
Географическое положение: 55.762651, 37.624843.
В самом сердце столицы, по адресу Кузнецкий Мост, дом 17, за современным строением скрывается историческое чудо – подлинные палаты XVII века. Это яркий пример того, как история может оставаться незамеченной, ускользая от внимания даже тех, кто проживает рядом.
Здание является уникальным памятником архитектуры и культуры, охраняемым государством на федеральном уровне. Несмотря на то, что фасады были перестроены в классическом стиле в 1835 году, сам факт сохранения постройки первой половины XIX века в Москве делает его весьма ценным.
В настоящее время палаты используются под офисные помещения, а возможно, и отделение банка. Работа в стенах средневековой истории, несомненно, создает особый антураж и атмосферу.
Географическое положение: 55.740624, 37.590686.
По адресу Пречистенка, 32, раскинулся еще один двор, бережно сохранивший атмосферу старой Москвы. Образованный постройками XIX века, он когда-то был усадьбой Охотниковых, а затем — частной мужской гимназией Поливанова. В настоящее время в основном здании функционируют две детские школы: художественная имени Валентина Серова (памятник художнику находится в непосредственной близости) и музыкальная имени Мурадели. Остальные, некогда являвшиеся каретными сараями и хозяйственными постройками, ныне используются как мастерские художников и жилые помещения.
Живописный и аутентичный дворик неоднократно становился площадкой для съемок исторических фильмов. Это площадка для художественных выставок, пленэров, мастер-классов по искусству, а также выставок и кинопоказов. Двор открыт для посещения, не огражден забором или калиткам и не оборудован домофоном. Следует лишь помнить о том, что здесь проживают люди, и воздерживаться от громких звуков.
Географическое положение: 55.760535, 37.611728.
Саввинское подворье, несомненно, является одним из наиболее узнаваемых зданий в данном списке. Несмотря на то, что оно было построено сравнительно недавно, в 1907 году, в стиле неорусского зодчества с элементами модерна и барокко, его историческое значение для города неоценимо. Располагаясь первоначально непосредственно на Тверской улице, подворье в ходе реконструкции 1930-х было перемещено во внутреннюю часть квартала, где и находится по сей день, скрытое за сталинскими домами и новым зданием МХАТа.
В истории Саввинского подворья особое место занимает имя Александра Ханжонкова, одного из основоположников русского кинематографа. Здесь располагались его квартира и офис кинокомпании. Сейчас подворье используется как административно-коммерческий комплекс.
Его архитектурная особенность – два двора, напоминающих колодцы, – является типично петербургской деталью, встречающейся в Москве достаточно редко.
В непосредственной близости от здания подворья, у внешней шахты жилого дома, находится уникальный объект – мемориальный знак, посвященный лифту. Возможно, это единственный подобный объект в Москве, а может быть, и во всем мире. Хотя его можно назвать не памятником, а скорее памятным знаком, он представляет собой интересную деталь. На табличке указана дата установки: 20 октября 2003 года, в год 60-летия Школы-студии МХАТ. Шахта лифта была построена предприятием «ТОР».
Географическое положение: 55.735451, 37.643802.
В месте пересечения улиц Нижней Краснохолмской (входящей в Садовое кольцо) и Садовнической располагается любопытная достопримечательность – Часовня памяти погибших моряков и путешественников. Данный мемориал возведен на средства известного российского путешественника Федора Конюхова и окружен советскими жилыми домами и современными бизнес-центрами.
Территория вокруг часовни представляет собой своеобразный музей, где собрано множество якорей, установлены памятники и барельефы в честь знаменитых русских первооткрывателей. Среди бронзовых бюстов таких легендарных фигур, как Дежнев, Нахимов и Ушаков, неожиданно присутствует скульптура Владимира Высоцкого.
Рядом с часовней закреплена мемориальная табличка с цитатой Федора Конюхова, в которой кратко перечислены его выдающиеся достижения: покорение всех семи вершин мира, одиночное путешествие на Южный и Северный полюсы, 17-кратное пересечение Атлантического океана, в том числе на весельной лодке. Именно во время одного из таких путешествий Федор Конюхов обогнул мыс Горн – южную оконечность Южной Америки, прозванную Эверестом морей и известную своими штормовыми условиями.
Важно отметить, что часовня официально принадлежит Высоко-Петровскому монастырю, ее строительство было благословлено Патриархом Алексием II. Несмотря на это, архитектурное и дизайнерское оформление как самого здания, так и прилегающей территории демонстрирует максимальную свободу творчества и отсутствие какой-либо концептуальной основы.
Географическое положение: 55.815835, 37.557290.
Во дворе дома номер 33 по улице Тимирязевская расположена мастерская прославленного советского скульптора-архитектора Евгения Вучетича, автора монументальной композиции «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде. Здесь же можно увидеть уменьшенные копии многих его работ, включая точную копию головы скульптуры «Родина-мать».
К сожалению, доступ во двор ограничен, поскольку дом имеет частный статус и не является музеем. В настоящее время, по всей видимости, в нем обитают наследники скульптора. Несмотря на то, что территория находится в частной собственности, посетители могут попытаться получить разрешение на посещение от самих жильцов.
Неподалеку от мастерской установлен скромный бюст архитектора, который контрастирует с монументальностью его творений. В честь Вучетича также названа одна из улиц в этом районе.
Географическое положение: 55.756528, 37.643731.
Далее путь наш лежит в исторический район Хохловка, а именно в одноименный арт-квартал, обладающий весьма своеобразным и причудливым характером. Здесь на протяженной территории старинного двора Москвы в удивительной близости друг от друга оказались памятники архитектуры различных эпох: древние палаты, дореволюционные особняки и здания советского периода. К ним добавляются современные кафе и магазины, а также яркие граффити. В результате Хохловка представляет собой поистине пеструю и контрастную картину.
Чтобы попасть в сам арт-квартал, следует искать на стене изображение (барельеф) ассирийского божества Нисроха с головой орла. Рядом со шлагбаумом, расположенным возле него, и начинается Хохловка. В ближайшем будущем этот район ожидает масштабная реконструкция, которая пока непредсказуема по результатам. Полное разрушение территории маловероятно. Но весьма ожидаемо проведение реставрации, которая может существенно изменить облик квартала. Поэтому стоит поспешить и насладиться уникальной атмосферой старой Москвы в ее нынешнем виде.
Географическое положение: 55.755757, 37.618840.
Этот красивый двор Москвы можно назвать настоящей драгоценностью, спрятанной от глаз широкой публики. Несмотря на привилегированное расположение на Красной площади, он остается малоизвестным даже москвичам. Чтобы попасть в это место, необходимо пройти через Воскресенские ворота, направляясь с Манежной площади к Красной, и сразу же повернуть налево. За неприметной аркой находится экспозиция «Артиллерийский двор», принадлежащая Государственному историческому музею. Важно отметить: формально территория принадлежит Музею Отечественной войны 1812 года, расположенному справа от арки. Экспозиция доступна для посещения в летние месяцы бесплатно.
Здания XVIII века, окружающие двор, тщательно отреставрированы. В советский период они использовались под разные учреждения, коммунальные квартиры и типографию. Значительный ущерб, нанесенный временем и людьми, потребовал длительных реставрационных работ, завершившихся в 2014 году, когда экспозиция была впервые открыта. Несмотря на то, что экспонаты – нескольких пушек – могут показаться не слишком интересными для широкой аудитории, архитектурный ансамбль двора производит неизгладимое впечатление.
Сбережение и улучшение московских площадок под открытым небом представляет собой важный аспект городской политики. Дворы столицы являются неотъемлемой частью ее культурной идентичности, отражающей богатую историю и неповторимый дух Москвы. Их охрана и развитие играют ключевую роль в сохранении наследия города и создании комфортной среды для его жителей. Многие дворы сохранили аутентичный облик с давних времен, что делает их ценными объектами изучения и исследования.
В то же время, современные технологии и принципы дизайна позволяют использовать потенциал этих пространств для проведения разнообразных культурных и общественных мероприятий, превращая их в центры притяжения горожан.
Необходимо продолжать активную работу по сохранению и развитию дворового пространства Москвы, чтобы будущие поколения могли наслаждаться его уникальной атмосферой и историей.
Московские дворики представляют собой интерес с исторической и архитектурной точки зрения. Эти небольшие внутренние пространства, застроенные зданиями, часто отличаются неповторимым стилем и богатой историей. Многие из них возведены в XVIII-XIX веках и играли важную роль не только как жилые массивы, но и как центры торговли и ремесел.
Такие усадьбы Москвы распределены по различным районам столицы. Тем не менее, значительное их количество сконцентрировано в центральной части города, а именно в таких районах, как Замоскворечье, Хитровка, Китай-город и иных.
Некоторые исторические дворы открыты для публики, однако доступ к другим может быть ограничен в связи с частной собственностью или расположением на закрытых территориях. Перед посещением рекомендуется ознакомиться с правилами посещения.
Да, регулярно. Экскурсии, посвященные историческим дворам, как в формате тематических прогулок, так и в виде индивидуальных туров с участием квалифицированных гидов очень популярны.
Помимо этого, в исторических дворах часто организуются культурные мероприятия: выставки, мастер-классы, фестивали и ярмарки. Такая активность способствует сохранению уникальной атмосферы этих мест и привлечению внимания к их значению.
Московские дворы представляют собой своеобразный мир, в котором переплетаются история, архитектура и современная жизнь горожан. Они не только служат местом отдыха и общения жителей, но и отражают культурные традиции, социальные изменения и важные исторические события, происходившие в столице на протяжении столетий.
Сохранение и развитие московских дворов имеет первостепенное значение, ведь они продолжают выполнять важную функцию и остаются центром притяжения жителей и гостей города. Осознание их ценности позволит нам внести вклад в создание более комфортной и гармоничной городской среды, где каждый сможет найти свое место. Дворы Москвы – это не просто пространство между домами, это сердце города, наполненное жизнью и историей.