18.11.2025
1028
Что посмотреть в Эрмитаже? Абсолютно все экспонаты, выставленные в музее, по-своему любопытны. Каждый имеет историю и способен доставить эстетическое наслаждение. Другое дело, что подробное ознакомление с экспозициями может занять дни и даже недели. Не у каждого есть столько времени.
Как быть? В Эрмитаже разработаны специальные маршруты, позволяющие посетителям увидеть главные достопримечательности музея. Подобная ознакомительная экскурсия поможет определиться с собственными интересами и в следующий раз выбрать уже конкретные места для посещения.
Общепринятой точкой отсчёта начала его является декабрь 1764 года. Первоначально это была коллекция полотен, принадлежащих лично императрице Екатерине II: 317 холстов знаменитых голландских и фламандских мастеров.
Её внук, Николай I, превратил картинную галерею в публичное учреждение в феврале 1852 года. Однако раздобыть билет для посещения Императорского музея было делом непростым, так как выдавали разрешения не всем.
Причём, посетитель должен был соблюдать установленный дресс-код — для мужчин был обязателен фрак либо форменный мундир. Лишь с 1866 года в музей стали пускать людей простонародной одежде, но в опрятном виде.
После Октябрьской революции 1917 года Эрмитаж превратился в государственный музей.
Источник: hermitagemuseum.org
Падение императорской власти сделало его коллекцию богаче — фонды активно пополнялись предметами из собраний коллекционеров, царских резиденций и дворцов аристократии.
Впрочем, уже в 20-е годы XX века часть экспозиции была передана в московские и провинциальные музеи, а некоторые были проданы за рубеж, чтобы получить валюту, необходимую для вывода страны из послевоенной разрухи.
Период Великой Отечественной войны стал непростым временем для Эрмитажа. Значительную часть коллекции смогли вывезти на восток страны в эвакуацию, а оставшиеся экспонаты приходилось закапывать, прятать от бомбёжек и обстрелов. После разгрома фашистов экспозиция пополнилась за счёт конфискованных в Германии культурных ценностей.
Туристам, посещающим Санкт-Петербург, обычно рекомендуют начать знакомство с культурной столицей с этого музея, что вполне естественно, так как в нём собраны уникальные коллекции, относящиеся к разным эпохам, висят картины самых великих художников.
Немного статистики. Эрмитаж сегодня — это:
Понятно, что всё богатство музея увидеть за короткий срок невозможно. Закономерен вопрос: что можно посмотреть в Эрмитаже за один день?
На данный момент существует два путеводителя по музею. Первоначально их создавали для разведения в разные стороны туристических потоков, что было особенно актуально во время пандемии. Сейчас они просто позволяют людям увидеть главное в экспозиции Эрмитажа за небольшой отрезок времени.
Первый маршрут. Посетители идут по залам, где вывешены полотна западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков и расположены коллекции древностей античного мира.
Второй маршрут. Через семейные покои императорской фамилии, а также даёт возможность познакомиться с культурным наследием России, Европы, стран Востока и искусством разных периодов.
Отличительная их черта состоит в том, что каждый получится пройти несколькими путями благодаря разноцветным указателям.
Классический вариант экскурсии по залам легендарного музея, который берёт начало с парадной Иорданской лестницы.
Образец русского классицизма. С конца XVIII века здесь проходили государственные приёмы и различные торжественные церемонии.
Источник: hermitagemuseum.org
Интерьеры зала созданы с использованием каррарского мрамора и позолоты. Покрытие пола — наборный паркет, в котором использованы шестнадцать пород дерева. На фоне барельефа, изображающего Святого Георгия Победоносца, располагается трон, сделанный английскими мастерами по заказу императрицы Анны Иоанновны.
Помещение, созданное в память первого императора России. Комната декорирована его вензелем (две латинские буквы «Р»), а также двуглавыми орлами и коронами. Для украшения интерьера зала использован бархат малинового цвета с имперской символикой. Убранство дополняют изделия из серебра петербургской работы.
Пространство под потолком занято полотнами, где показан император в двух главных викториях Северной войны: «Сражение под Лесной» и «Полтавская битва». Специально сделанная ниша украшена картиной «Пётр I с аллегорической фигурой Славы», под которой стоит трон, созданный в конце XVIII века.
Одно из самых больших помещений в Эрмитаже. В зале расположены четыре скульптурные композиции, изображающие воинов Древней Руси с копьями в руках. Раньше на них крепились гербы 32 губерний. Теперь они остались только на позолоченных люстрах.
Помещение, выдержанное в бело-золотой гамме, с мощной колоннадой, предназначалось для проведения торжественных приёмов. В годы Первой мировой войны здесь было развёрнуто операционное отделение при главном городском госпитале.
Декор помещения представляет собой образец синтеза сразу трёх архитектурных традиций: античной, восточной и европейской эпохи Ренессанса.
Посетители могут увидеть здесь 28 хрустальных люстр различного размера, уменьшенную копию мозаичного пола древнеримских бань и четыре каскада, сделанных из мрамора в стилистике крымского «Фонтана слёз» из Ханского дворца в Бахчисарае.
Здесь также размещаются знаменитые часы «Павлин», приобретённые императрицей Екатериной Великой. Посетив Эрмитаж в среду, когда их механизм заводят, можно понаблюдать за этим чудом техники в действии.
Помещение оформлено в стилистике французского классицизма с элементами барокко. За образец взяты архитектурные решения времён Людовика XIV.
Это сделано не случайно, так как до XX века в зале находились работы французских живописцев. А затем помещение стало местом постоянной экспозиции двух картин великого Леонардо да Винчи: «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта».
В качестве декора использовано большое количество цветного камня: мрамор разных оттенков, порфир красного цвета, зелёная яшма. Двери, сделанные из красного и чёрного дерева, инкрустированы кусочками черепашьих панцирей, позолоченными латунными и бронзовыми элементами (техника «буль»).
Уголок Ватикана в России.
Протяжённый коридор, стены которого украшены копиями работ великого итальянского художника Рафаэля Санти.
Источник: hermitagemuseum.org
Сюжеты фресок — библейские истории, орнаменты — гротески с необычными существами. По преданию, Екатерина II предложила перенести в тогдашнюю столицу России фрагмент оформления дворца папы римского в Ватикане.
В этом помещении располагаются свыше четырёх десятков картин знаменитого голландского живописца.
В состав собрания вошли работы, охватывающие разные периоды творчества Рубенса. Посетители музея, идущие по маршруту № 1, могут познакомиться с самыми известными картинами, хранящимися в РФ, такими как «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда».
В соседнем зале висят полотна другого гениального художника из Голландии.
Творчество Рембрандта ванн Рейна представлено его легендарными шедеврами, такими как «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына».
Галерея мастера дополнена картинами его учеников и последователей — Самюэла Диркса ван Хогстратена и Фердинанда Бола.
Тем, кто первый раз в Новом Эрмитаже, будет интересно посмотреть зал, отведённый под творческое наследие Древней Греции и Рима. Беломраморные скульптуры контрастно выглядят на тёмно-красном фоне (искусственным мрамором этого оттенка задекорированы стены помещения).
Экспозиция будет особенно интересна любителям античности. Здесь имеется возможность вблизи рассмотреть статуи богов и героев мифов: сатира Марсия, богини Венеры Таврической или Диониса, сына бога Зевса.
Просторное помещение отдано археологическим находкам (скульптуры, статуэтки, саркофаги, предметы быта) одной из древнейших мировых цивилизаций. Возраст самых старых экспонатов относится к IV веку до нашей эры.
Наиболее ценные предметы из египетской коллекции — это статуи фараона Аменемхета III и царицы Клеопатры VII, последней правительницы Египта.
Приведем список того, что удастся увидеть при выборе такого пути. Второй маршрут Эрмитажа включает осмотр залов, где жили императорские семьи. Начинается он от Церковной лестницы, расположенной в левом крыле Зимнего дворца.
Монохромность цветовой гаммы, в которой выполнен интерьер зала, делает это помещение отличающимся от прочих комнат. Статуи, колонны, стены абсолютно белого цвета. Карнизы украшены изображениями античных божеств и мифологических существ.
Жемчужиной зала долгое время была серебряная гробница князя Александра Невского, изготовленная в своё время по указу императрицы Елизаветы Петровны. Однако в 2023 году музей передал раку Русской православной церкви. Гробницу перенесли в Александро-Невскую лавру, где она и находилась до 1922 года.
Помещение является частью личных покоев императрицы Александры Фёдоровны. Декор гостиной разрабатывал архитектор А. Брюллов. В оформлении зала широко использовались малахит, добытый в Уральских горах, и позолота.
Источник: hermitagemuseum.org
Кстати сказать, именно в этом помещении проводило свои заседания Временное правительство после свержения царской власти в феврале 1917 года. И министры были арестованы большевиками как раз здесь в ходе штурма Зимнего дворца во время Октябрьской революции. Сбежать удалось только её председателю А. Ф. Керенскому.
Данная комната в Эрмитаже позволяет посмотреть и представить, что в Санкт-Петербурге XVIII-XIX веков представляли собой помещения, использовавшиеся обитателями дворца как бытовые, как пространства для жизни.
Это зал, оформленный в рамках стиля ампир: кресла, диваны, стены имели шпалерную обивку, на полу лежит ковёр. Вся мебель и элементы декора — продукция Императорской мануфактуры XVIII-XIX веков.
Обратите внимание на цилиндрический потолок гостиной, расписанный растительным орнаментом.
Ранее тут располагалась императорская коллекция книг. Интерьер помещения выполнен в стилистике английской готики.
Источник: hermitagemuseum.org
Один из столов украшен фарфоровым портретом последнего русского царя, а по периметру стоят деревянные книжные шкафы. На стенах — панно из тиснённой золоченой кожи.
В прошлом это была столовая императорской фамилии, где обычно проходили семейные обеды. Интерьер помещения характеризуется светлыми оттенками, особенно выделяются ряды белых колонн вдоль стен и золотые люстры на потолке цилиндрической формы.
Необычное название зал получил из-за практики дежурства слуг-эфиопов («арапов»), которые постоянно находились возле дверей в это помещение. Гости Эрмитажа могут осмотреть дворцовую столовую от входа, внутрь посетителям доступ перекрыт.
Круглая комната, соединяющая парадные залы дворца с жилыми помещениями императора. Пол представляет собой наборный паркет, а свод потолка расписан цветочными орнаментами и украшен лепниной.
Главным элементом декора ротонды является расположенная в центре зала модель Триумфального столпа — памятника, посвящённого победам русского оружия в Северной войне. Это один из проектов Петра I по украшению Санкт-Петербурга, который так и не был воплощён в жизнь.
Маршрут № 2 проходит через комнаты, где в своё время проживала жена императора Александра II.
Комплекс помещений включает в себя несколько «разноцветных» залов:
Несмотря на потолочную роспись и богатый декор, это помещение Зимнего дворца служило вполне утилитарной цели.
Здесь осуществлялся развод караула, то есть ежедневно из этой комнаты расходились на свои посты гренадёры, которые охраняли внутренние помещения.
Комната, оформленная с использованием сразу двух архитектурных стилей — классицизма и готики. Данное помещение посвящено времени правления Александра I и главному событию — Отечественной войне 1812 года. На двадцати четырех специальных медальонах, которые закреплены по периметру зала, изображены ключевые моменты, относящиеся к великой победе русского оружия.
Источник: hermitagemuseum.org
На одном из них имеется изображение императора в нетипичном для стилистики данного зала облике древнеславянского бога мудрости и храбрости Родомысла.
В декабре 1837 года в Зимнем дворце произошёл пожар. Теперь этот зал — единственное место в Эрмитаже, где можно посмотреть интерьер в стиле рококо: стены и потолок практически сплошь усеяны позолоченными элементами декора, орнаментами и узорами.
Плафон украшен росписями на религиозные темы, к примеру «Вознесение Господне» П. В. Басина.
Определившись с тем, что вы хотите там посмотреть, лучше всего доехать до музея на метро: станция «Адмиралтейская», далее 500 метров по Невскому проспекту в направлении Дворцовой площади. Если поедете на автобусе либо троллейбусе, то выход на остановке «Дворцовая площадь». Адрес музея: Дворцовая площадь, 2.
По следующему расписанию:
Следует учесть, что кассы прекращают продавать билеты за час до закрытия музея.
В Эрмитаже организована система сеансов (временных интервалов). Это периоды, когда есть возможность войти в музей. Билеты продают также по сеансам. Первый: в 1100. Последний: в 1600 либо в 1800 (в зависимости от дня недели).
Сеансы начинаются каждые 30 минут. Это сделано с целью разведения потоков туристов. Рекомендованное время на посещения музея — два часа.
В основной музейный комплекс — 500 рублей. Это только на конкретный сеанс.
Входной билет в основной музейный комплекс с открытой датой — 1200 рублей. В этом случае можно идти в любое время вне зависимости от сеансов. Билет действителен три дня.
Для пенсионеров, детей от 14 до 18 лет, студентов, многодетных семей билет в Главный музейный комплекс стоит 300 рублей. Для льготных категорий и для всех граждан в каждый третий четверг месяца вход бесплатный. Вся подробная информация размещена на официальном сайте музея.
Да. Купленный входной билет даёт возможность посетить как постоянные, так и временные экспозиции. Иногда на выставки действуют дополнительные сеансы посещения — в вечерние часы, по отдельному билету.
У каждого человека свои вкусы и пристрастия. Традиционно повышенное внимание посетители уделяют экспозициям античного искусства, а также Рыцарскому залу.
Зависит от вас, от вашего уровня знакомства с музеем. Для обзорной экскурсии предпочтительнее услуги экскурсоводов, которые дадут исчерпывающую информацию. Самостоятельные посещения имеют смысл, когда вы примерно ориентируетесь в залах музея, и точно понимаете, что именно вас интересует.
Зависит от места. Видео- и фотосъёмка допускается в некоторых экспозициях и только для некоммерческого использования. Галерея драгоценностей и все временные выставки съёмку не предусматривают. Рекомендуем изучать содержание информационных стендов, которые есть в каждом зале. Это позволит избежать штрафов.
Совершить прогулку по Эрмитажу — само по себе уже незабываемое событие. Однако оптимально выделить на посещение музея несколько дней. В этом случае, если вы гость Санкт-Петербурга, вам потребуется комфортабельное место для отдыха и проживания. И в этом вам поможет сервис бронирования TravelRussia.
Источник изображения в шапке статьи: hermitagemuseum.org