13.06.2025
767
Положена ли компенсация за задержку рейса? Безусловно, причем она имеет две не взаимоисключающие формы. Пассажир получает право на бесплатные телефонные звонки, прохладительные напитки и горячее питание, а также место в гостинице – конкретный список зависит от времени задержки. Также человеку полагается финансовая компенсация.
На что обратить внимание? Есть еще возмещение денежных средств по заранее оформленной страховке. Авиакомпании тоже имеют к этому отношение, хотя и косвенное, ведь именно от них зависит соблюдение расписания. Выплаты же осуществляются организациями, которыми был выдан полис.
Важно вспомнить основные права путешественников. Эти положения применимы к клиентам всех видов транспорта.
Авиаперевозчик должен информировать о времени взлета и посадки рейса.
Необходимо обеспечить доступ к информации о процедуре регистрации, зоне посадки, задержках или отмене рейса, изменении маршрута, способах передвижения между терминалами и городами, где осуществляется посадка, требованиях безопасности, санитарно-эпидемиологических, таможенных регламентах, ключевых объектах аэропорта.
Приобретенный билет представляет собой контракт. Оплачивая его, человек принимает все условия авиакомпании, зафиксированные в тарифах и правилах.
Дополнительно пассажир подчиняется нормам Гражданского кодекса о заключении и расторжении договора, а также положениям Воздушного кодекса и регламентам перевозки. Любые разногласия регулируются согласно указанным нормативно-правовым документам.
В случае противоречий между разными юридическими актами преимущество отдается международным стандартам — они обладают приоритетом над российскими.
При задержке самолета пассажиру положена компенсация за задержку рейса в виде определённых прав. Объём этих привилегий напрямую зависит от продолжительности ожидания.
получите 5 схем прямо сейчас
Отсрочка вылета менее двух часов. Разрешается использовать комнату матери и ребенка при условии путешествия с сыном или дочерью младше 7 лет. На весь период задержки доступна бесплатная услуга хранения багажа.
Отсрочка вылета свыше двух часов. На средства авиаперевозчика можно совершить пару телефонных звонков или направить пару электронных сообщений. Предоставляются безалкогольные напитки. Предшествующие привилегии также сохраняются.
Отсрочка вылета более четырёх часов. Обеспечивается горячее питание каждые 6 часов светлого времени и 8 часов тёмного времени. Все предыдущие права действительны.
Отсрочка вылета, превышающая 8 часов днём и 6 часов ночью. Предоставляется номер в отеле. Все вышеперечисленные привилегии также остаются в силе.
Фото: standret / freepik.com
В соответствии с временем простоя вам предоставляется бесплатное хранение багажа, питание и размещение в отеле. Эти услуги обеспечиваются безвозмездно, независимо от причины задержки рейса. Данные привилегии доступны даже при отсутствии вины авиаперевозчика: речь о неблагоприятных погодных условиях, технических неполадках самолета.
Полет задержали на несколько часов, но никто не предоставил питание — такие жалобы часто встречаются в отзывах пассажиров. Важно понимать, что не всегда виновата авиакомпания. Персонал не обязан разыскивать пассажиров по аэропорту для вручения талонов.
Следует внимательно слушать объявления по громкоговорителю, а лучше — найти представителя авиакомпании для решения вопросов. Для этого можно обратиться к стойке регистрации вашего рейса, в кассу авиаперевозчика или к агенту у выхода на посадку, указанного в посадочном талоне.
Еще один полезный шаг, который поможет впоследствии потребовать компенсацию за задержку рейса, — проставить в посадочном талоне пометку об отсрочке или аннулировании рейса. Это можно сделать у представителя авиалинии, в ее офисе на территории аэровокзала или на информационной стойке аэропорта.
Если обнаружить представителя не выходит, следует обратиться к стойке информации аэропорта. Специалисты рекомендуют также звонить в службу поддержки перевозчика или Роспотребнадзора (при нахождении в РФ).
Практика демонстрирует, что эффективный метод привлечь внимание перевозчика — совместные действия и обращения к авиакомпании пассажиров задержанного или отмененного рейса. Если перевозчик отказывается предоставлять еду, воду и прочие услуги, групповые жалобы послужат подтверждением при заявлении претензии.
Компенсация за задержку рейса в России регулируется Федеральными авиационными правилами и Воздушным кодексом, в Европе это директива EC № 261/2004. К международным перелетам дополнительно применяются нормы Варшавской или Монреальской конвенции. Также здесь действует Закон о защите прав потребителей.
Для внутренних перелетов в РФ размер компенсации за задержку рейса — 25 % от минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но максимум 50 % стоимости билета. Пассажир вправе требовать неустойку — 3 % от цены билета за каждый час задержки, но не выше стоимости самого билета.
Фото: freepik / freepik.com
Относительно европейских маршрутов компенсационные выплаты будут следующими. При опоздании свыше 3 часов и расстоянии полета до 1500 км — 250 евро; при опоздании свыше 3 часов и расстоянии полета от 1500 до 3500 км — 400 евро; при опоздании свыше 3 часов и расстоянии полета более 3500 км — 600 евро.
У маршрутов в/из Турции собственная тарифная система. Внутренние маршруты — 100 евро; компенсация за задержку международного рейса при дальности перелета до 1500 км — 250 евро; международные маршруты и дальность перелета от 1500 до 3500 км — 400 евро; международные маршруты и дальность перелета более 3500 км — 600 евро.
Для получения возмещения в России необходимо подать заявку в течение 6 месяцев с момента задержки. В Европе — до 3 лет (зависит от государства). Для зарубежных рейсов — 2 года.
Однако такие выплаты пассажир вправе получить, только если отсутствовали неполадки самолета или иные существенные факторы, не зависящие от перевозчика. Значит, при задержке рейса из-за снегопада возмещение не выплатят. А если вина лежит на перевозчике, деньги можно востребовать.
Взыскивать денежные средства при аннулировании полета, или если рейс был отложен, и пассажир отказался от перелета, следует там, где был куплен авиабилет, обратившись в представительство перевозчика или к агенту.
Чтобы выяснить, как получить компенсацию за задержку рейса, при невозможности успеть на пересадочный рейс, железнодорожный транспорт и прочее, обращайтесь непосредственно в авиалинию.
Это осуществимо через интернет — из персонального аккаунта на веб-ресурсе или в мобильной программе, а также при личном визите или посредством традиционной почты. Некоторые авиаперевозчики при отмене полета автоматически возвращают потраченные средства.
Роспотребнадзор предостерегает, что коммуникация с авиакомпанией через социальные платформы и онлайн-формы приема обращений не всегда признается судебными органами.
По сути, это не подтверждение соблюдения путешественником обязательной претензионной процедуры. Поэтому, если у вас есть сомнения, что компенсация от авиакомпании за задержку рейса не будет выплачена, неудобства не возместят, но вы решительно настроены судиться с перевозчиком, напрямую обращайтесь с досудебной претензией — без неё иск отклонят.
Составьте заявление на адрес руководства перевозчика, приложив к документу билет, посадочный талон (при наличии), все чеки, платежки и прочие документы, подтверждающие расходы. Авиакомпания должна в течение 30 дней изучить ваше заявление и дать ответ.
При страховых выплатах все лимиты определяются условиями договора страхования. Они могут зависеть от продолжительности задержки и типа рейса. Обычно это касается регулярных рейсов с задержкой от шести часов, где лимиты составляют 500–700 у.е. в зависимости от характера задержки.
Важное значение имеет причина задержки: если она не входит в перечень страховых случаев, компенсация за задержку рейса самолета не выплачивается.
Фото: prostooleh / freepik.com
При наличии страхового полиса размер выплаты зависит от выбранной страховой суммы при оформлении полиса по программе страхования путешественников. Средняя выплата составляет около 10–15 тысяч рублей, что помогает покрыть непредвиденные расходы пассажиров при задержках.
При приобретении полиса клиента просят зафиксировать номер рейса. Если путешественник заранее его не знает, за сутки до начала действия полиса на телефон придет напоминание со ссылкой для заполнения недостающих данных, необходимых для получения выплаты по риску «Задержка рейса».
Отдельных заявлений в страховую подавать не нужно: компания произведет выплату в течение 24 часов после фактического вылета.
Оформить защиту от задержки рейса просто: российские авиакомпании и онлайн-тревел-агентства предлагают эту услугу как дополнение при покупке авиабилета через интернет.
Большинство полисов предусматривают выплаты при задержках свыше четырех часов. Некоторые продукты включают сервис моментальных выплат, благодаря которому клиенту не нужно обращаться в страховую компанию.
Система автоматически отслеживает статус рейса застрахованного пассажира и при обнаружении задержки, соответствующей условиям полиса, фиксирует страховой случай и отправляет сообщение с рассчитанной суммой выплаты.
Получателю достаточно пройти верификацию по копии удостоверения личности, после чего средства мгновенно поступят на его банковскую карту — вся процедура занимает не более двух минут.
Страховая выплата осуществляется независимо от других форм компенсации, включая выплаты от авиакомпании. Таким образом, получение средств от авиакомпании не влияет на право получения страхового возмещения.
В случае задержки рейса иностранные авиакомпании обязаны обеспечить пассажиров питанием, напитками и размещением в гостинице в зависимости от продолжительности полета и времени ожидания.
Хотя правила европейских и других международных авиакомпаний могут иметь различия, основные положения обязывают перевозчика возместить стоимость билета при отмене рейса. Многие авиакомпании производят возврат автоматически.
Пассажир имеет право на полное возмещение стоимости билета при задержке рейса на пять и более часов. Срок для подачи заявления на компенсацию или возврат составляет два года с даты вылета. В Европе возврат средств обычно осуществляется в течение семи дней, однако сроки могут варьироваться в зависимости от страны.
В случае отказа в выплате компенсации за задержку рейса можно обратиться в регулирующие органы страны вылета или инициировать судебное разбирательство против авиакомпании.
Если задержка вызвана обстоятельствами, не зависящими от перевозчика, или необходимостью устранения неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, авиакомпания освобождается от обязательств по выплате компенсаций.
Задержка рейса часто приводит к каскадным последствиям: пассажиры опаздывают на стыковочные рейсы, поезда или важные встречи. В условиях путешествия или командировки такие задержки могут стать причиной значительных финансовых потерь. Особенно это актуально в летний сезон, когда спрос на авиаперелеты максимален.
Учитывая, что большинство людей летают не чаще раза в год, они часто не подозревают о возможности получения компенсации за задержку рейса и молча терпят убытки. Однако значительную часть этих расходов можно возместить, главное – знать о такой возможности и понимать механизм получения компенсации.
Изображение в шапке статьи: prostooleh / freepik.com
Вы знали, что можно сэкономить 20% бюджета на отпуск и потратить их на действительно приятные радости?
Представьте: вы едете в Сочи, хотите снять уютный номер с видом на море, но чувствуете несправедливость, что почти половина бюджета уходит на жильё.
Вместо того чтобы платить завышенные цены за обычные номера, воспользуйтесь нашим велком-промокодом и забронируйте любое жильё по всей России на Travel Russia на 20% дешевле рынка. Эти сэкономленные деньги можно потратить на то, что действительно стоит вашего внимания: крутые экскурсии, шикарное спа или ужин с видом на закат, а не на очередную кровать для сна.
Сэкономьте на аренде и потратьте больше на то, что действительно сделает ваш отпуск незабываемым.
Промокод действует до 1 июня, так что не упустите шанс!
Вы знали, что можно сэкономить 20% бюджета на отпуск и потратить их на действительно приятные радости?
Представьте: вы едете в Сочи, хотите снять уютный номер с видом на море, но чувствуете несправедливость, что почти половина бюджета уходит на жильё.
Вместо того чтобы платить завышенные цены за обычные номера, воспользуйтесь нашим велком-промокодом и забронируйте любое жильё по всей России на Travel Russia на 20% дешевле рынка. Эти сэкономленные деньги можно потратить на то, что действительно стоит вашего внимания: крутые экскурсии, шикарное спа или ужин с видом на закат, а не на очередную кровать для сна.
Сэкономьте на аренде и потратьте больше на то, что действительно сделает ваш отпуск незабываемым.
Промокод действует до 1 июня, так что не упустите шанс!
Вы знали, что можно сэкономить 20% бюджета на отпуск и потратить их на действительно приятные радости?
Представьте: вы едете в Сочи, хотите снять уютный номер с видом на море, но чувствуете несправедливость, что почти половина бюджета уходит на жильё.
Вместо того чтобы платить завышенные цены за обычные номера, воспользуйтесь нашим велком-промокодом и забронируйте любое жильё по всей России на Travel Russia на 20% дешевле рынка. Эти сэкономленные деньги можно потратить на то, что действительно стоит вашего внимания: крутые экскурсии, шикарное спа или ужин с видом на закат, а не на очередную кровать для сна.
Сэкономьте на аренде и потратьте больше на то, что действительно сделает ваш отпуск незабываемым.
Промокод действует до 1 июня, так что не упустите шанс!