22.11.2024
2229
В чем особенность? Фонтаны Петергофа, расположенные в пригороде Санкт-Петербурга, являются одним из самых захватывающих и изысканных памятников мира. Уникальный комплекс, созданный по приказу Петра I, считается великолепным достижением российской и мировой ландшафтной архитектуры.
Какие? Каждый фонтан в Петергофе со своей уникальной историей. Некоторые из них пускают водные струи, поднимающиеся на высоту нескольких десятков метров. Другие, напротив, демонстрируют легкие и изящные переливы, создавая атмосферу спокойствия и умиротворения. В любом случае, зрелище незабываемое!
Экскурсии в загородные резиденции, окружающие Санкт-Петербург, придают поездке в северную столицу особую прелесть, а Петергоф с его знаменитыми фонтанами занимает почетное место в списке достопримечательностей, которые обязательно стоит посетить.
Дворец, считающийся самым красивым в мире, был проектом Петра I, родившимся у него под влиянием поездок по Европе. Сначала император планировал построить его в районе Стрельны, но из-за особенностей местности поставить там фонтаны было невозможно, так как они всегда бы были затоплены. Поэтому выбор пал на Петергоф (как он назывался в 1710 году), где стоял построенный в 1705 году домик для отдыха Петра I во время его путешествия в Кронштадт («Петергоф» происходит из немецкого языка и означает «двор Петра»).
В 1723 году уже были построены Большой дворец, Монплезир и расположены фонтаны, а также проложен Морской канал и распланирован Нижний парк. Елизавета Петровна в 1850-х годах распорядилась пристроить к главному зданию новые помещения, которые значительно изменили его общий вид. Архитектором проекта был Бартоломео Франческо Растрелли.
Сначала проложили Нижнюю Царскую дорогу, тянущуюся по берегу Финского залива. По инициативе Петра I представители дворянства и знати начали покупать земли вдоль нее для строительства загородных резиденций. С течением времени Петергоф стал разрастаться, и чтобы обеспечить жильем рабочих, было принято решение упорядочить хаотичную застройку вокруг дворца. Для этого был приглашен архитектор Михаил Земцов. Под его руководством созданы отдельные дворы для мастеровых и военных. В итоге, в 1762 году Петергоф получил статус города. Однако со временем Нижнюю дорогу перестали использовать. Она частично разрушилась из-за частых наводнений, и сегодня остались только отдельные фрагменты этой реликвии.
Фонтаны Петергофа – настоящее произведение искусства. Весь ансамбль, состоящий из нескольких дворцов, Английского, Александрийского, а также Верхнего и Нижнего парков, украшенный большим количеством скульптурных композиций, включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако особого внимания заслуживают именно фонтаны.
Финский залив – конечная точка комплекса, куда можно добраться, прогуливаясь вдоль Морского канала. По обе стороны канала расположены аллеи фонтанов. В Верхний сад, где находится Большой дворец, можно подняться по огромной лестнице, усыпанной каскадом ландшафтных водных сооружений. Верхний сад и Нижний парк – главные зоны комплекса.
Парковый ансамбль в Петергофе с его многочисленными фонтанами возник благодаря работе гидроинженера Христофора Миниха. Именно им были сделаны расчеты, которые показали, что создание «фонтанного чуда» в Стрельне невозможно, и было предложено осуществить строительство в Петергофе. Как и множество других сооружений, построенных во времена Петра I, этот комплекс был спроектирован с использованием последних достижений техники. Даже сегодня, через 300 лет, все механизмы работают исправно и выполняют свои функции.
Водный комплекс Петергофа состоит из 150 фонтанов и четырех каскадов. Система, обеспечивающая беспрестанную подачу воды, удивительно сложна. Все фонтаны неповторимы по форме, размеру и даже рисунку, который создают струи. Большинство из них расположено в Нижнем парке, именно там можно увидеть самые впечатляющие каскады, которые украшают фотографии и сувенирные магниты с видами Петергофа.
В Петергофском комплексе фонтанов применяется уникальный механизм, который основан на использовании природных родников Ропшинских сопок и их сочетании с крутым склоном к Финскому заливу. Воду из природных источников собирают в 40-километровый водопровод и направляют в пруды. Затем через трубы подают к четырем группам фонтанов и каскадам. Этот принцип был разработан еще при Петре, он позволяет не использовать насосы для подъема воды.
Музей фонтанного дела начал свою работу в Большом дворце в Петергофе в 2013 году. Посетив его, можно оценить всю величину комплекса. На интерактивном макете представлены все секреты функционирования фонтанов. В музее можно познакомиться с историей этих сооружений Петергофа с самого начала их работы. Много внимания посвящено тому, как восстанавливали фонтаны, разрушенные немцами во время Великой Отечественной войны.
В Петергофе находится четыре дворца, и каждый из них имеет свой уникальный фонтанный каскад. Например, Большой каскад фонтанов находится рядом с Большим дворцом. Каскад «Шахматная гора», который также известен как «Каскад драконов», принадлежит дворцу Монплезир. «Львиный каскад» у павильона Эрмитаж, олицетворяет величие и мощь. Наконец, каскад «Золотая гора» возле Марлинского дворца – настоящая жемчужина комплекса.
В начале своей истории Верхний сад использовался как огород для выращивания овощей, кроме того, там вырыли пруды, запустили в них рыб для императорского стола. Эти резервуары служили и источником водных ресурсов для Нижнего парка. Территория Верхнего сада, простирающаяся на 15 га от Большого дворца до Санкт-Петербургского проспекта Петергофа, сегодня представляет собой одно из самых прекрасных и популярных мест, которые посещают туристы и гости музейно-паркового комплекса. Еще Верхний парк является входом в исторический ансамбль Петергофа.
Закладка Верхнего сада, сопутствующая строительству резиденции Петра I, приняла форму регулярного парка с удивительной красоты фонтанами только во второй половине XVIII века. Проект архитектора Ф. Б. Растрелли позволил значительно увеличить площадь сада, который был спланирован согласно традициям садово-парковой архитектуры. Он предусматривал использование открытых пространств (партеров) с фонтанами, установку на них скульптур и фигурных групп. Здесь также были вырыты строгие прямоугольные пруды и высажены аллеи из стриженых лип, ограничивающие главный партер с его роскошными цветниками и павильонами.
Великолепные солнечные часы, статуи из свинца с позолотой и фонтаны, такие как «Дубовый», «Межеумный» и «Нептун», были отстроены в Верхнем саду в XVIII веке. Верхний сад оживляют фонтанные композиции квадратных прудов. Сегодня «Дубовый» фонтан украшен «Амуром, надевающим маску», но название свое он сохранил с тех пор, как здесь красовался свинцовый золоченый дуб, в окружении тритонов и дельфинов.
Архитектурная композиция Верхнего сада завораживает своими изящными связями и фантастическими скульптурными композициями. В самом сердце этого прекрасного места находится фонтан «Нептун».
История его создания очень интересна. Изначально он был украшен «Нептуновой телегой», но позже ее заменили скульптурой бога морей, окруженного нимфами, дельфинами и морскими конями. «Нептун» громко заявляет о своем присутствии. Главная фигура и ее окружение находятся на гранитной основе и украшены выпускающими струи воды маскаронами. Поставленная напротив статуя Аполлона Бельведерского придает фонтану еще большую красоту и великолепие. Рядом с Аполлоном расположены другие боги и богини, такие как Флора, Помона, Зефир и Вертумн. Все эти фигуры созданы великим итальянским скульптором Антонио Бонацца. Вместе они придают Верхнему саду неповторимую атмосферу, привлекая своей красотой и гармонией.
При входе в Верхний сад располагается интересный фонтан «Межеумный» с круглым бассейном. Название его означает «неопределенный», оно было выбрано, так как фигуры, украшающие сооружение, несколько раз менялись. Сегодня посреди фонтана стоит дракон, которого окружают дельфины, а изначально в центре находилась статуя Андромеды.
Комплекс фонтанов на Квадратных прудах украшают скульптурные статуи «Весны» и «Лета». В конце XVIII века был прекращен строгий уход за парком. Деревья и кустарник перестали вырезать, и они разрослись так, что, наконец, закрыли собой фасад Большого дворца.
Восстановление Верхнего парка в социалистический период (1926 г.) было начато с перестройки партера. Недолговечные свинцовые скульптуры заменили на прочные мраморные. Некоторые из них, кстати, удалось сохранить во время Второй мировой войны, однако большая часть была увезена захватчиками в Германию и только после Победы вернулась в Петергоф. В это время площадь Верхнего сада была испещрена противотанковыми рвами. Отголоски войны удалось устранить лишь в 1960-х годах. Колоссальная работа выполнена по восстановлению аутентичности памятника. Были высажены новые деревья, отреставрированы аллеи, великолепные скульптуры снова заняли положенные места, а красивые клумбы украшают территорию Верхнего парка.
Свободный вход в Верхний сад возможен с 9.00 часов до 19.00 часов, что дает возможность каждому прикоснуться к прекрасному и взглянуть на историческое прошлое России.
Пригород Санкт-Петербурга славится великолепным Нижним парком, в котором расположено множество фонтанов. Он обеспечил Петергофу всемирную известность, превзойдя даже дворцово-парковый ансамбль во Франции – Версаль. Площадь Петергофа составляет 112,5 га, так что невозможно обойти все достопримечательности за день. Однако в комфортной обуви и нигде не останавливаясь, вы сможете увидеть главные достопримечательности Нижнего сада в рамках экскурсии «Большой Петергоф», после прогулки по Верхнему и Большому дворцу.
Открытие Нижнего парка Петергофа для посещения в 1945 году ознаменовало возрождение этого регулярного французского сада. Строгая планировка, задуманная Петром I, с ее симметричными аллеями, фигурной стрижкой растений, обширным количеством скульптур и павильонов, была восстановлена после серьезных разрушений во время Великой Отечественной войны. К сожалению, реставрация продолжается и по сей день.
Если вы не планируете сильно тратиться, возьмите с собой что-то для перекуса. Цены в кафе и ресторанах парка высокие, за кофе с пирожным придется отдать от 500 рублей. Кстати, в Нижнем парке много белок. Их можно покормить с рук.
Когда посещаете комплекс в летнее время, обязательно подойдите взглянуть на потрясающий фонтанный комплекс, названный Большим каскадом. Вам предстоит увидеть две семиступенчатые лестницы, которые заполняются водой, и невероятные 75 фонтанов, а также более 250 скульптур и других архитектурных элементов. Чтобы запечатлеть на камеру торжественный запуск, который происходит каждый день в 11 часов утра, рекомендуется занять место пораньше на мостике напротив Большого каскада.
Силу русского оружия и мощь войска в Северной войне, а также величие империи воплощала Большая каскадная композиция, задуманная Петром I. Центральным элементом этого ансамбля является фонтан со скульптурной группой, изображающей Самсона, который разрывает пасть льва. Каскад заканчивается Морским каналом, который простирается до самого Финского залива и пристани «Петергоф».
В течение пяти лет, с 1716 по 1721 год, продолжались работы по созданию этого огромного каскада. Наконец, в августе 1723 года, все фонтаны ансамбля были торжественно запущены. Однако еще несколько десятилетий их продолжали украшать и декорировать. Во время Второй мировой войны Большой каскад был полностью разрушен и превратился в руины. Восстановление завершилось лишь к 1956 году. Большинство скульптур пришлось создавать с нуля.
В 1735 году в Большой каскад добавили фонтан «Самсон», чтобы отпраздновать 25-летие Полтавской битвы. Самсона, поскольку его часто сравнивали с Петром I, выбрали не случайно. Лев, которому Самсон разрывает пасть, символизировал Швецию.
Фонтан был разрушен во время Великой Отечественной войны, когда немцы украли скульптуру Самсона. Однако в 1947 году удалось восстановить как саму центральную фигуру, так и фонтан. Торжественное открытие сооружения состоялось 14 сентября того же года. С тех пор скульптуру уже снимали в 2011 году, чтобы отреставрировать, покрыв золотой патиной. Сейчас фонтан полностью функционирует.
В полной мере ощутить величие музея «Гроты Большого каскада» можно только после его посещения. Здесь познакомят с популярными развлечениями XVIII века, аутентичной кладкой и трубами того времени. Залы, предназначенные для отдыха именитых гостей Большого дворца и императорской семьи, демонстрируются вместе с экспозицией, посвященной работе прежних мастеров фонтанного дела.
Посещение гротов Большого каскада позволит насладиться лучшим ракурсом с площадки у фонтана «Корзина».
Если отправитесь от ворот Нижнего сада в сторону Большого каскада, вы обязательно заметите террасные фонтаны, которые добавляют ансамблю еще больше красоты и величия.
В центре расположен Большой каскад, в который по четырехступенчатым каскадам сливаются воды из десяти фонтанов, расположенных с двух сторон.
Итальянский (восточный) и французский (западный) парные фонтаны «Чаши» стоят слева и справа от «Самсона» перед Большим дворцом. Строительством этих сооружений занимались мастера, чья национальность и определила их названия.
В конце 1722 года произошел первый запуск фонтана «Чаши». Сначала водные резервуары были изготовлены из дерева, а свинцовое покрытие было окрашено «под мрамор», а в 1854 году они были заменены на новые, выполненные из оригинального каррарского мрамора. Диаметр каждого бассейна составляет 25,5 метров, а вес превышает 17 тонн.
Дополнив ансамбль Большого каскада, в XIX веке были установлены две небольшие скамьи и фонтаны из каррарского мрамора в помпейском стиле. На западной стороне – скульптура богини Нимфы, удерживающей раковину, а на восточной – фигура Данаиды, дочери ливийского царя, держащей кувшин.
Морской канал, начинающий свой путь от могучего ковша Большого каскада, неуклонно стремится к своему финишу в просторах Финского залива. Изначально созданный по замыслу великого Петра I, этот водный путь служил своего рода «морскими воротами» величественного Большого дворца. В период с 1714 по 1724 годы, когда этот грандиозный проект наконец-то был воплощен в реальность, легкие суда на самом деле имели возможность проплыть по каналу и попасть в уютную гавань перед дворцом. Фонтана «Самсон» тогда еще не существовало.
Исходный план Большого дворца включал 22 фонтана, 4 из которых нужно было установить на ножках. Их поместили в ниши, защищенные трельяжными оградами, почему они и получили прозвище «нишельные». В 1735 году фонтаны были перемещены ближе к Морскому каналу, их чаши заменили. Во время реставрации, проведенной в 1854–1860 годах, 14 бассейнов заместили новыми, а 8 оставшихся окрасили в цвет мрамора. Все фонтаны имеют одноструйные водометы, чтобы не отвлекать зрителей от прекрасного вида Нижнего парка.
На западной стороне Воронихинских колоннад в Нижнем парке находится еще один фонтан, известный под однокоренными названиями – «Фаворитский», «Фаворитка», «Фаворитный». Изначально планировалось построить несколько объектов, основанных на баснях Эзопа, вдоль Морского канала, однако был реализован только один из них.
Музыкальное сопровождение выделяет этот фонтан среди других в парке – зритель услышит собачий лай и кряканье водоплавающих. Детям очень нравится наблюдать за тем, как фигурка мопса безуспешно пытается поймать одну из уточек. В 1957 году, после окончания Великой Отечественной войны, этот фонтан был восстановлен и запущен снова.
Верхний грот его защищают три дракона, но не огнем, а струями воды, которая отражается на черно-белых квадратах четырех скатов каскада. Нижний грот скрыт за потоками. Вся композиция фонтана украшена статуями древних богов.
Кипельно-белые скульптуры греческих богов украшают стены, ограничивающие 22-ступенчатую лестницу из мрамора. Вода течет вниз по этой роскошной композиции, а элементы из золота придают ей французскую изысканность. Каскад, достигающий в высоту 14 метров, заканчивается бассейном, в котором размещена скульптура Флоры.
«Львиный каскад», представляющий собой бассейн, обрамленный 14 гранитными колоннами, располагается на аллее. Этот фонтан поразительно напоминает открытый греческий храм. Аскетичность декоративного убранства только подчеркивает это ощущение. Между колоннами расположены мраморные вазы, из которых бьют струи. Фигура нимфы Аганиппы стоит на каменном постаменте в середине этого «храма».
Сад, созданный по задумке Петра I для строительства зверинца, то есть зоопарка, называется Менажерийным. Там можно было увидеть плавающих в главном пруду уток и лебедей, а также разводимую для царской кухни рыбу. По мере того как парк становился все более парадным, в главном пруду был построен фонтан с центральным столбом и 20 струями, образующими круг. Но настоящий облик сад получил в эпоху Екатерины II, в это время там построили царскую купальню.
Бронзовая колонна, установленная на центральном месте, увенчана тремя дисками, из которых струи воды разлетаются в разные стороны, словно солнечные лучи. Около постамента фонтана располагаются 16 дельфинов, которые как бы пытаются выпрыгнуть на него. Механизм, отвечающий за движение водного колеса фонтана «Солнце» – самый сложный из всех технических оснащений Петергофа.
Высота фонтана, который находится на липовой аллее возле дворца Монплезир, составляет более 8 метров. Он был запущен в 1720 году и символизирует победу России в Северной войне. Мраморные ограждения бассейна появились немного позже.
В 1726 году был возведен фонтан «Оранжерейный», который занимал центральное место в одноименном пруде. На его вершине расположена скульптурная композиция, изображающая Тритона, который открывает пасть морского чудовища. Герой подвергся нападению сущности, похожей на крокодила, которая вонзила свои когти в его бедро. Из пасти чудовища бьёт 8-метровый фонтан. У основания каменного постамента располагается квартет черепах. В разные времена фонтан проходил реконструкции, во время Великой Отечественной войны он был разрушен вместе с Оранжереей. При его восстановлении специалисты использовали чудом найденные чертежи, хранившиеся в архивах инженера А. Баженова.
«Грибок» – фонтан, который сам Петр I называл «Зонтик». В «Грибок» его переименовали в середине 19 века, а в 1949 году вернули историческое название.
По замыслу Петра I в Петергофе появились веселые сооружения-шутки или фонтаны-шутихи. Император любил посмеяться и приказал сконструировать фонтаны, вызывающие улыбку. Один из таких фонтанов – «Зонтик», хоть и был запущен гораздо позже, только в 1796 году, все равно относится именно к категории шуток. На вертикальном основании фонтана установлена зеленая «шляпка», а под ней стоят скамьи. Получается такая беседка со стенами из водяных струй.
В 1796 году архитектор Ф. Броуэр разработал проект фонтана «Зонтик» под влиянием экзотических китайских строений в Царском Селе. По форме система похожа на зонт: мощный столб поддерживает широкую крышу ярко-зеленого цвета, украшенную изящным резным цветком. Вокруг расположены удобные деревянные кресла с резными подлокотниками. 160 тонких струй бьет из кровли фонтана, создавая «водные стены» и превращая фонтан в уютную беседку.
В 60-е годы XIX века фонтан раскрасили под мухомор. В течение почти ста лет он носил имя «Грибок». В 1949 году, во время реставрационных работ, фонтан был восстановлен в начальном состоянии и вернул себе первое имя.
Находящийся вблизи дворца Монплезир, «Сноп» имеет соответствующую форму и находится в круглом бассейне 12 метров в диаметре. Основание фонтана выполнено из камня и украшено таким же постаментом, из середины которого вырывается основная струя воды в 4,5 метра. Вокруг нее располагается 24 наклонные струи, каждая со своей уникальной высотой, которые бьют как из края, так и из основания сооружения. Форма самого фонтана похожа на сноп, а разлетающиеся капли воды представляют зерна злаков.
В Нижнем парке расположены два великолепных фонтана, создающие прекрасную пару. Они находятся на главной аллее, между дворцом Монплезир и Морским каналом. Петр I заказал статуи специально для этих сооружений, обратившись к венецианскому мастеру Джованни Бонацца. Император не только утвердил архитектурный проект, но и внес собственные изменения, включая выбор формы 8-угольного бассейна. Фонтан «Адам» начал функционировать еще при жизни Петра I в 1722 году, а «Ева» была завершена только после его смерти, в 1726 году.
Сохраняя первоначальную задумку, эти фонтаны отличаются от остальных тем, что практически не подверглись каким-либо изменениям. За долгие годы они стали символом Петра I и Екатерины I, и считается, что они тесно связаны с этими великими правителями.
Восточная площадь Нижнего парка украшена двумя величественными сооружениями, которые получили название «Римских» из-за своего сходства с фонтанной группой около собора Святого Петра в Риме.
В 1739 году были установлены фонтаны, однако довольно скоро детали из дерева, которыми были отделаны чаши, потеряли первоначальный вид. В 1763 году прошла их реконструкция, в результате которой были установлены мраморные постаменты. Новые детали были расписаны так, чтобы они выглядели как деревянные, сохраняя первоначальную задумку авторов. Еще одна реконструкция осуществлена в конце XVIII века. Война сильно повредила «Римские» фонтаны, и их восстановление заняло много лет.
В бассейнах расположены фонтаны, состоящие из двух ярусов. На мраморном постаменте установлены две плоские чаши разных диаметров, струя воды бьет вверх из самого центра верхней. Позолоченная роспись с преобладанием цветочных элементов украшает эти фонтаны.
Праздник открытия фонтанов в 2025 году запланирован на 20 мая. Однако точная дата их включения будет зависеть от погодных условий.
В апреле-мае, когда наступает весна, фонтаны начинают свою работу, а уже во второй половине октября они останавливаются. Но торжество по поводу закрытия фонтанов происходит раньше, в сентябре, в 20-х числах.
Попасть в парковый ансамбль можно каждый день с 8.00 до 23.00. Вечером в 20.00, 21.00 и 22.00 там проходят светомузыкальные шоу, которые являются особым представлением. Знакомство с фонтанами – одна из неотъемлемых частей посещения Петергофа, не важно, путешествуете вы самостоятельно или в рамках экскурсионного тура.