12.02.2024
1791
Почему стоит посетить? Побывать в Санкт-Петербурге и не осмотреть дворцы Петергофа — иначе как нонсенсом это назвать нельзя. По мнению специалистов, большинство строений красотой не уступает Версалю, а некоторые в этом плане даже превосходят резиденцию французских королей.
На что обратить внимание? Для посещения дворцов придется купить входной билет. Также следует учитывать расписание работы комплексов — где-то, возможно, выходной. Кроме того, какие-то из архитектурных памятников могут оказаться закрыты на реставрацию.
Большой Петергофский дворец, яркий и величественный, раскинулся почти на 300 метров на краю естественной террасы, которая граничит с Финским заливом. Он занимает центральное положение в дворцово-парковом ансамбле. Грациозная и роскошная постройка гармонично связывает в единое художественное пространство Верхний сад и Нижний парк, систему фонтанов, аллей и архитектурных строений.
Строительство Большого дворца велось девять лет — с 1714 по 1725 годы. При Петре I здесь было возведено двухэтажное, сдержанное по стилю здание для официальных приемов и праздников, получившее название Нагорные палаты.
Шло время, менялись вкусы и архитектурные стили. Дочь Петра Елизавета Петровна, поклонница роскоши и пышности, пригласила итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли и повелела создать ансамбль в стиле невероятно модного в те времена барокко.
Архитектор для императрицы должен был сохранить наследие великого императора, встроив стены скромного здания в новое окружение и придав им более современное звучание. Творение великого архитектора поражало воображение. Дворец в Петергофе Растрелли сделал выше на один этаж, было расширено пространство в центре дворца, достроены по бокам корпуса — Церковный и Корпус под гербом.
Вход в них был обустроен через одноэтажные галереи. Интерьеры дворца поражали великолепием и роскошью. Деревянная золоченая резьба, лепной декор, наборные паркеты, многочисленные великолепные зеркала — излюбленный элемент Растрелли расширяли границы залов, сияли, создавая иллюзию бесконечного повторения пространства. Дубовый кабинет Петра I был бережно сохранен архитектором в неизменном виде. Деревянные панно — шедевры декоративной резьбы — сплошь закрывали стены. Искусная резьба покрывала двери, верхние части стен, рамы зеркал. Самый старый интерьер дворца включал библиотеку царя, здесь хранились его вещи.
В 60–70 годах XVIII века на смену пышному барокко приходит сдержанный классицизм, и интерьер дворца меняет свой внешний вид. Украшениями становятся светлые лепные композиции и архитектурные элементы, сменившие вычурность и роскошь на утонченность, сдержанность и элегантность. Архитектор Фельтен меняет образ Белой столовой и Тронного зала. Аванзал стал Чесменским, так как на его стенах появились батальные полотна, отображающие победу русского флота в Чесменском сражении. Другой зодчий, Ж.-Б. Валлен-Деламот, стал автором двух Китайских кабинетов, оформленных в стиле шинуазри, для которого характерно использование в декоре восточных мотивов.
Происходят изменения во дворце Петергофа и в ХIХ веке. В 1846 состоялось бракосочетание дочери императора Николая I Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. Архитектору А.И. Штакеншнейдеру было поручено выделить и создать интерьеры по этому поводу. Архитектор разработал проект, согласно которому был надстроен третий этаж и оформлены восемь комнат. Восточный флигель получил с тех пор название Ольгинской половины Петергофского дворца.
Время и перестройки не могли не оставить на архитектурном облике дворца своих отметин, но архитекторы разных эпох сумели сохранить лучшее своих предшественников, и Большой Петергофский дворец представляет собой законченное архитектурное произведение.
Уже в сентябре 1941 года немцы захватили Петергоф. Артобстрелы и пожары нанесли колоссальный ущерб дворцу, оставив руины и остов здания. Казалось, эта жемчужина утрачена навсегда. Однако уже в 1964 году восстановленный Большой дворец принял первых посетителей.
Дворец ждет гостей с 10:30 до 18:00, кроме выходного в понедельник и санитарного дня в последний вторник месяца. Кассы работают до 17:00.
Стоимость билета во Дворец Петергофа — 600 рублей. Наличие документов с правом получения льготы дает возможность приобретение билета со скидкой, его цена составляет 450 рублей.
Однажды побывав в резиденции Людовика XIV в Марли-ле-Руа, Петр I настолько был впечатлен, что запланировал построить собственный «Марли».
Зеркально копировать французский дворец Петру Великому не хотелось. Он планировал иметь в Петергофском парке лаконичный особняк, окруженный прудами.
Воплотить мечту царя в жизнь было поручено опытному архитектору. Дворец в Петергофе создал Иоганн Браунштейн, он разработал проект одноэтажного сооружения на квадратном основании. Петр I, рассмотрев представленные чертежи, самолично внес поправки в них. Дворец был построен за три года. Одновременно велись масштабные работы по возведению искусственных прудов, расположенных, по замыслу, по сторонам фасадов здания. Из Пруссии привезли рыбу, которую запустили в пруды. Говорят, что по звуку колокольчика рыба приплывала на кормежку. Расположение дворца было очень удачным.
Лаконичный и изящный, он отражается в зеркальной глади рукотворного пруда и словно парит в воздухе. Его привлекательность не в пышности и роскоши, а в оригинальности архитектурного решения, в удивительной отделке, которую проводили мастера Антуан Кардасье и Яков Неупокоев. Осмотрев уже выведенное под крышу здание, Петр приказал возвести еще один этаж, так как стал очевиден диссонанс между размерами Большого пруда и пропорциями строения.
При возведении дворца «Марли» в Петергофе строители отошли от традиций и отказались от парадного зала. Также была использована новая планировка: в дворце применили коридорную систему, когда комнаты имели вход из коридора. Убранство считалось относительно скромным.
На первом этаже были расположены Кухня, Буфетная, Передний зал, Дежурная, Спальня и Чинаровый кабинет, привлекающий внимание красотой и изяществом отделки. В качестве облицовочного материала было выбрано чинаровое дерево. На стенах висели три портрета детей Петра I: Петра, Алексея и парный портрет дочерей Анны и Елизаветы.
На второй этаж ведет лестница, украшенная ажурными перилами. На втором уровне расположены Гардеробная, Туалетная, Гостиная, Малая угловая комната, Столовая, Дубовый кабинет и Библиотека. Сейчас в ней 69 книг по математике, морскому делу, фортификации и др.
После смерти Петра I в здании стали хранить его личные вещи и одежду. В середине XVIII века элегантный особняк «Марли» приобрел статус музея.
Сейчас личные вещи Петра Великого представлены плащом-епанчой, двумя флягами, которые он привез из города Спа, штофами из цветного стекла. В коллекцию полотен западноевропейских художников входят картины Абрахима Сторка, Адама Сило, Пьетро Белотти и других живописцев.
В конце XIX века по фасаду здания пошли трещины. Его аккуратно разобрали, пронумеровали каждый кирпич, укрепили фундамент и собрали заново. Так был сохранен первоначальный вид дворца.
Во время войны «Марли» сильно пострадал, но экспонаты были эвакуированы ранее, и после восстановления дворца они вернулись в музей.
Расписание дворца Петергофа «Марли»: с 10:30 до 18:00, понедельник — выходной. Цена билета: для взрослого — 350 рублей, льготный — 300 рублей.
Дворец «Монплезир» расположен на самой кромке Финского залива в восточной части Нижнего парка. Автор замысла, эскизов, планировки комнат, отделки — сам Петр Великий. Месторасположение дворца тоже выбрано им.
Это любимая резиденция Петра I, о чем свидетельствует перевод с французского — «Мое удовольствие». Стиль дворца Петергофа «Монплезир» специалисты определяют как петровское барокко. Петр I хотел придать строению голландские черты, чтобы здание погружало его в воспоминания о его любимой Голландии. В некоторых источниках дворец называют голландским домиком.
Проектировал дворец немецкий архитектор А. Шлютер, а руководил строительством Иоганн Браунштейн. Работы начались в 1714 году и велись 9 лет.
Лаконичное одноэтажное здание состоит из центрального корпуса и террас, вымощенных красным кирпичом. Длина галерей — 22 метра, каждая выложена плитками черного и белого мрамора в шахматном порядке. Стены отделаны дубовыми панелями и украшены творениями западноевропейских художников XVII–XVIII веков. В Лаковом кабинете, уголке Востока, хранится коллекция китайского фарфора, особо ценившегося в петровское время. Восточную атмосферу подчеркивают большие черные лаковые панно с изящными миниатюрами, декорирующие стены. Над ними полтора года работали 14 иконописцев, изображая сцены азиатского быта. На малых панно запечатлены сказочные птицы и драконы.
Все семь комнат дворца предназначались для Петра и его окружения.
В центре дворца расположен Парадный зал. Из него можно выйти и в сад, и на морскую террасу. На полу — геометрический черно-белый мраморный узор. Потолок украшен лепниной, а посредине находится огромный купол люстры с изображением Аполлона. Плафон поддерживают алебастровые фигуры, символизирующие времена года, а свод декорирован изображением четырех стихий. В парадном зале отмечались семейные праздники, победы России, принимались послы иностранных государств. Привлекает внимание огромный стеклянный кубок. Во время пиршеств Кубок большого орла наполняли до краев и его должен был выпить опоздавший или провинившийся гость. Объем кубка впечатляет: 1,5 литра.
Дворец «Монплезир» в Петергофе — одна из самых почитаемых реликвий нашей истории. Здесь сохранились подлинные элементы убранства и декора, чувствуется душа самого Петра.
Современные хозяйки отметят опрятность и удобство небольшой кухни, оформленной в голландских традициях. На кухню подавалась вода от фонтана «Сноп» для мытья посуды. Этот элементарный водопровод, как и проточная канализация, считались удивительными нововведениями в далеком XVIII веке.
Рабочий кабинет Петра I наполнен морской атмосферой, так как он всю свою энергию направлял на создание русского флота. Из окна кабинета он любовался Финским заливом, Кронштадтом, Санкт-Петербургом. На плитках, расположенных на нижней части стен, изображены 13 типов парусных судов того времени. Роспись потолка напоминает о путешествиях в заморские страны. Многочисленные морские приборы, стоящие на полках шкафа, являются свидетельством глубоких познаний императора в тонкостях морской науки и характеризуют его как сведущего человека в навигации и кораблестроении.
Сохранились личные вещи Петра Великого: полотенце, принадлежности для умывания, ночной колпак из фетра.
Режим работы: ежедневно с 10:30 до 18:30 (войти в музей можно до 17:00). Последний понедельник месяца считается санитарным днем.
Стоимость билетов: для взрослого — 350 рублей, льготный — 300 рублей. Попасть в музей можно только в составе экскурсии — групповой или индивидуальной. Примите к сведению, что с апреля 2023 года дворец закрыт на реставрацию.
В 1831 году в парке «Александрия» был построен Фермерский дворец. Он предназначался для наследника престола Александра II. Первоначально это была ферма для коров, которых выписывали из Англии вместе с пастухами. Здесь были комнаты для работников, кухни, кладовые. Затем здание перестраивалось, расширялось, так как императорская семья увеличивалась. Так появился дворец «Александрия» в Петергофе.
Интерьер Фермерского дворца выдержан в неоготическом стиле, как и другие строения в парке «Александрия». До нашего времени сохранились фрагменты отделки, паркета, печи, камина, лестницы. Дворец имел водопровод, туалетные и ванные комнаты и даже лифт. В Туалетной комнате Марии Александровны сохранилась мраморная ванна. На женской половине, где жила императрица, комнаты были уютными и более изящными.
Из большинства помещений Фермерского дворца можно выйти на террасу или сад. Для императрицы перед восточным фасадом был устроен собственный сад. Овальный бассейн с фонтаном гармонично дополняет скульптура «Ночь». Автор ее мраморного оригинала — французский скульптор Жозеф Полле.
На территории Фермерского дворца сохранился Кухонный корпус. Со стороны западного фасада ранее была детская территория, где были постройки для игр: ферма с огородом, спортивная площадка, крепость с валом, сельский домик, мельница. Сейчас на этом месте стоит детская пожарная каланча с колоколом.
Большой интерес представляет рабочий кабинет Александра II. Он называется Синим по цвету декора. В первозданном виде сохранилась лепнина потолка. Это самое просторное помещение дворца. Здесь император принимал министров, проводил заседания. Именно в Синем кабинете он работал над Манифестом об отмене крепостного права, подписанным в 1861 году.
Синий кабинет хранит вещи, принадлежавшие императору. Среди них готовальня, распятие, выполненное из слоновой кости, кожаный портфель. Из обстановки кабинета сохранились кресла и удивительные часы. Многочисленные циферблаты показывали время в 66 губернских городах России и на Аляске. Напоминает о трагической гибели Александра II кожаная подушка, до сих пор хранящая следы крови. Она находилась в карете императора в роковой день 1 марта 1881 года.
Интересна не только история Фермерского дворца, но и тот факт, что это единственный дворец в России, который был построен специально для Александра II. Вся его жизнь была тесно связана с этим зданием в течение полувека. Он запомнил его с детских лет, с ним вместе во дворце все росло и менялось.
Режим работы: с 10:30 до 18:00 (вход в музей — до 17:00). Понедельник — выходной, последний вторник месяца — санитарный день.
Середина XVIII века ознаменована увлечением Средневековьем и зарождением неоготики. Дворец «Коттедж» имеет все характерные черты этого стиля.
Шотландский архитектор А. Менелас по поручению императора Николая I разработал проект «сельского домика» по образцу загородных английских коттеджей. Любимая жена императора Александра Федоровна отвергала пышность и помпезность интерьеров, и Николай I решил создать идиллистическое место, где можно было бы отдохнуть душой, чувствовать себя не царственной четой, а обыкновенными людьми. Особняк и стал личным семейным пространством, закрытым от чужих глаз.
Здание удивляло своей необычностью. Балконы обрамляли его со всех сторон. Благодаря окнам-эркерам, ажурным аркам дворец выглядел легким и воздушным. От него веяло теплом и уютом. Живописность дому придавал разбитый перед домом сад.
В 1829 году усадьба была подарена Александре Федоровне, а поместье дворца в парке Петергофа получило название «Александрия». Белая роза была любимым цветком императрицы, и возле дворца было много цветников, поражавших многообразием сортов и оттенков роз. Венок белых роз с пропущенным через него рыцарским мечом присутствовал и на геральдическом гербе, который создал известный поэт В.А. Жуковский. Он же автор девиза: «За веру, царя и отечество». Герб украшал фасады дворца, интерьеры, мебель, присутствовал на других предметах и вещах, которые хранятся в «Коттедже» и сейчас.
В 1841–1842 годах дворец «Коттедж» в Петергофе был обновлен столовой с открытой террасой. Строительство было проведено по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера. Украшением террасы стал мраморный фонтан «Нимфа на дельфине» работы Фелиции де Фаво, известного французского скульптора.
Неоготика как стиль присутствует в архитектурном решении дворца, в острых кровлях, ажурных балконах, что навевает романтику рыцарской эпохи. Готический орнамент использован в оформлении потолков, ажурном литье, мебели, настенных часах, подсвечниках и многих других предметах. Ни одна композиция дважды не повторяется.
Богатая коллекция живописных полотен представлена произведениями отечественных художников: И.К. Айвазовского, С.Ф. Щедрина, Т.А. Неффа, Ф.А. Моллера, О.А. Кипренского.
Картины Айвазовского находились почти в каждой комнате. Очевидно, что художник был любимым живописцем императора.
Уникальны многие семейные реликвии, бережно сохраняющие память и о владельцах, и о важных исторических событиях того времени. В стену вестибюля вмурован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие. Великолепна серебряная люстра в виде ажурной корзины, увитой гирляндой из 25 роз. Она была подарена на серебряную свадьбу императорской чете родственниками и символизировала число счастливых лет, прожитых ими вместе. Скульптурные портреты жены и детей в кабинете Николая I указывают на его нежную привязанность к семье.
Дворец «Коттедж» не пострадал во время революции и Великой Отечественной войны, сохранился до наших дней без кардинальных перестроек. Воссозданные интерьеры наполнены подлинными предметами, которые дают возможность через толщу времени ощутить семейное тепло. Именно здесь Николай I чувствовал себя не императором, а «мужем петергофской помещицы», а Александра Федоровна в этих стенах «была счастлива, как нигде больше».
Часы работы дворца Петергофа «Коттедж»: с 10:30 до 18:00. Понедельник — выходной, последний вторник месяца — санитарный день.
Стоимость билетов: для взрослого — 350 рублей, льготный — 300 рублей.
Дворец «Бельведер» находится в некотором отдалении от туристических маршрутов. Местность его расположения носит название Бабий гон.
Ранее на Бабигонских высотах царил Сельский приказной домик, построенный в 1844 году по проекту архитектора А. Штакеншнейдера. Человек, разглядевший это место и построивший домик, явно владел архитектурным талантом, что было доказано не единожды. С высоты второго этажа открывался впечатляющий вид. Обратил внимание на это место и Николай I, решив построить дворец «Бельведер». Император имел свое видение здания и сам нарисовал его эскиз. Эксперты считают, что Николая I вдохновил храм Эрехтейон в Афинах.
Дворец «Бельведер» в Петергофе был достроен в 1856 году. Творение Штакеншнейдера можно считать апофеозом его творчества. Строение удивительно напоминает античный храм на естественном природном пьедестале. Дополнили это сходство скульптурные группы, окружившие дворец после окончания строительства. Со второго этажа можно было осмотреть близлежащую местность, взморье Финского залива, а в хорошую погоду взгляду являлся Кронштадт и северная столица.
Основание из тесаного гранита надежно поддерживало двухэтажное строение. Вокруг нижнего этажа расположена терраса. Оградой ей служила чугунная решетка с классическим рисунком переплета. По периметру второго этажа гордо возносятся 28 гранитных колонн с чугунными решетками между ними. Портик над парадным фасадом поддерживают кариатиды, выполненные из серого с синеватым отливом сердобольского гранита. Гранитные работы выполнял скульптор А. Теребенев, автор знаменитых Атлантов у входа в Эрмитаж. Двухмаршевая лестница от парадного входа в сад — тоже его работа. По обеим сторонам лестницы были установлены шесть мраморных скульптур, являющихся копиями античных оригиналов.
Перед портиком на пьедестале располагалась скульптура из бронзы, подаренная Николаю I прусским королем в 1854 году. Группа состояла из трех фигур: полулежащего скифа, барса, вонзившего в скифа когти, и собаки, оттягивающей за ухо барса. Надпись гласила: «Франц делал, Фишер отлил». Предполагается, что композиция имела аллегорическое содержание. Скиф — это Россия, барс — Австрия, а собака, как символ верности, — Пруссия.
На двух высоких пьедесталах были установлены скульптурные группы «Укротители коней» по моделям Клодта. Они были точными копиями тех скульптур, что украшают Аничков мост.
На первом этаже расположены три комнаты. Наибольшее впечатление производит Большой белый зал с десятью мраморными колоннами, выполненными в Италии. Капители колонн украшены великолепной резьбой. Стены помещения облицованы искусственным белым мрамором.
Мраморная мозаика, уложенная на полу зала, — предмет особого внимания. Говорят, что она была найдена во время раскопок в XVIII веке на вилле Юпитера в Италии. А вилла якобы принадлежала императору Тиберию. Мозаику купила графиня Лаваль, а в Петербурге ее приобрел Николай I. Предназначалась она для библиотеки Эрмитажа, но усилиями архитектора Штакеншнейдера античная мозаика украсила пол во дворце «Бельведер». Найдет ли когда-нибудь подтверждение эта легенда — неизвестно.
Рядом с Большим залом обустроены два небольших по размерам, но изящных кабинета для императора и императрицы. На второй этаж ведет чугунная ажурная лестница, довольно удобная. Есть и особое подъемное кресло. Наверху находится большой зал и несколько комнат. С террасы открывается столь же великолепный вид на окрестности Лугового парка, гладь Финского залива. Все так же в легкой дымке силуэт Санкт-Петербурга и Кронштадта.
Дворцом «Бельведер» можно только любоваться. Территория строго охраняется, но прогуливаться вокруг дворца и фотографировать разрешено.
В середине 1990-х годов фирма «СК Питер-гольф» оформила документы, чтобы заключить договор с администрацией Санкт-Петербурга о размещении на территории Лугового парка элитного гольф-клуба. Согласно этому договору фирма построит гостиничный комплекс и создаст инфраструктуру для игры в гольф. Как непременное условие выдвинуто обязательство по реставрации дворца. На данный момент здание дворца «Бельведер», переданное фирме «СК Питер-гольф» в аренду на 49 лет, полностью отреставрировано, а построенная гостиница «Бельведер» стала ее собственностью.
Все зависит от запланированного маршрута. Осмотр наиболее значимых достопримечательностей можно совершить за один день. Главное — заранее предусмотреть выходные. Учитывая затраты на дорогу, путешествие займет до десяти часов. Обратите внимание на удобную обувь, вам придется много ходить. Правильно рассчитайте свои силы для культурной программы, может, есть смысл разделить ее на два или три посещения.
Расходы на посещение Петергофа зависят от программы осмотра культурных объектов. При составлении бюджета продумывайте оплату на дорогу, входные билеты, обед.
Знакомство с каждым дворцом произведет незабываемое впечатление. Наиболее популярно «Большое путешествие» по маршруту Петергоф — Кронштадт и форт Константин; экскурсия в Петергоф на автобусе с посещением Большого дворца; автомобильная экскурсия в Кронштадт и Петергоф с личным профессиональным краеведом.
В первую очередь для осмотра рекомендуются Большой Петергофский дворец, «Монплезир» и «Марли». Большое впечатление оказывают дворцы «Фермерский» и «Коттедж». Экскурсии можно совершить в несколько этапов.
Любительская съемка разрешена повсеместно. Под запретом использование профессиональной фототехники с применением дополнительного оборудования: освещения, штативов и др.
Быстро добраться до царских дворцов Петергофа можно на речной ракете. Воспользоваться этим видом транспорта возможно с начала мая до середины октября.
Всего за 10 минут вас доставит в Петергоф вертолет. Место вылета — Петропавловская крепость. Важно: рейс возможен при наличии группы в 15 человек.
От Балтийского вокзала отправляется электричка до станции «Новый Петергоф». К нему довезет любая электричка, следующая к Ораниенбауму, Лебяжьему, Краснофлотску, Калище.
Удобен и практичен способ добраться до Петергофа, пересев с метро «Автово» на маршрутку. К парковой зоне Петергофа можно доехать на маршрутных такси К-224, Л-401А, К-424, К-424А, К-404 и К-300. Есть еще муниципальные автобусы, но они не в пример маршрутному такси часто переполнены, их номера — 200 и 210.
Можно взять напрокат автомобиль и поехать своим ходом неспешно, с остановками по личному разумению. Проложить маршрут нужно по Петергофскому шоссе или же по кольцевой автодороге, а дальше проехать по Санкт-Петербургскому шоссе до нужной точки.
300 лет назад Петр Великий показал гостям свою новую загородную резиденцию и самолично провел первую экскурсию. Изумленной публике предстали Морской канал, часть фонтанов, Нижний парк, дворцы «Марли» и «Монплезир», Большой Петергофский дворец в первоначальном виде. Затем каждый из монархов вносил свою лепту в совершенствование Петергофа, сочетая величие, искусство и науку. Сегодня, спустя 300 лет, мы можем восхищаться приумноженным великолепием дворцового комплекса.