09.04.2024
2436
Как бы странно это ни звучало в 2024 году, но грамотное и вдумчивое планирование путешествий помогает сэкономить на билетах.
В непредсказуемое время мировой пандемии очень сложно и даже страшно решать что-то далеко заранее - сколько за два года было потрачено нервов путешественников из-за отмены и переноса рейсов, возврата билетов, изменения планов в последнюю минуту. Но все-таки, если вы планируете и дальше путешествовать, хотя бы по России - и делать это с выгодой для себя, то, например, у компании РЖД есть для этого нужные алгоритмы.
Мы говорим о "Российских железных дорогах", компании, которую принято ругать и обвинять в некачественном обслуживании и непрозрачной системе ценообразования.
Стоит отметить, что за последние годы РЖД сильно поменялись и продолжают меняться в лучшую сторону: новые поезда, улучшенный сервис, удобное расписание – все это гарантирует путешественникам комфортный, а главное, предсказуемый переезд из точки А в точку Б.
Еще одним важным решением менеджмента компании, стал переход к так называемому динамическому ценообразованию. Это очень интересная тема, давайте поговорим об этом подробнее.
Динамическое ценообразование – это математический подбор цены на услугу или товар в зависимости от факторов (коэффициентов), которые ввели в систему.
Основным фактором для алгоритма является спрос, то есть цена увеличивается пропорционально популярности товара или услуги. Например, прохладительные напитки летом стоят дороже, чем зимой. Яндекс-такси тоже повышает стоимость проезда, когда на улице сильный дождь или снегопад.
С одной стороны, это кажется несправедливым, так как вы платите за один и тот же сервис в зависимости от погоды за окном. С другой стороны, здесь есть пространство для потребительского маневра, и если понимать, как работает алгоритм, то можно хорошо сэкономить.
Программа динамического ценообразования РЖД охватывает примерно 95% поездов в вагонах купе, СВ, «Люкс» и сидячих вагонах, которые ездят внутри границ Российской Федерации. Чтобы понять, входит ли определенный вагон в систему, обратите внимание на знак "Р" в кружочке на сайте продажи билетов.
Здесь важен принцип: чем выше спрос и меньше мест, тем выше цена билета. Если действовать от обратного, то билеты, купленные в момент, когда много свободных мест и спрос ниже – дешевле.
Мы привыкли, что стоимость проезда обычно зависит от расстояния и популярности маршрута, но при динамической системе РЖД на цену влияют также следующие факторы:
Данная система в режиме реального времени анализирует несколько факторов, от которых зависит цена билета:
Но важно помнить, что динамическая система может работать как на повышение цен на билеты, так и на понижение. Иногда стоимость может упасть буквально за несколько минут, если один из факторов как-то кардинально поменяется, например, заполняемость поезда на определенную дату ниже, чем прогнозировалось. Угадать, когда цена может упасть практически невозможно.
Мы провели небольшой эксперимент. Допустим нам надо поехать в Сочи. Выбираем дату 21 февраля, поисковая система РЖД выдает нам результат: удобное время отправления в 14.40 – стоимость одного места в купе 5009,30 рублей, если отправление в 01.17 ночи, то билет уже стоит 3933,30 рублей.
А если мы попробуем купить билет заранее? Например, 21 апреля, цена на место в купе в поезде, который отправляется в 19.42 уже 3324,30 рублей. Здесь также может действовать коэффициент сезонности, так как горнолыжный сезон закончен.
Билеты можно приобрести заранее за 90, а на некоторые маршруты даже за 120 дней до поездки (Санкт-Петербург, Петрозаводск).
Но при покупке билетов в Северную столицу надо тоже учитывать фактор сезонности, в Санкт-Петербург предпочитают путешествовать в июне, когда в городе «белые ночи».
Поэтому, если вы планируете путешествие в СПб летом, имейте в виду, что билеты поступают в продажу за 120 дней до даты отправления поезда, скорее всего фактор даты покупки билета здесь будет решающим.
Стоит учитывать многие обстоятельства, которые влияют на ценообразование: маршрут, уровень комфортности места, скидочные условия и др. В случае поездов и самолётов цены порой оказываются на примерно одинаковом уровне, а бывают и завышенными.
Основная проблема заключается в том, что железнодорожные услуги не представлены большим количеством конкурентов на рынке, то есть являются монополистами, которые вправе устанавливать самостоятельные цены.
Самолёты, наоборот, имеют значительную конкуренцию, поскольку существует большое количество авиакомпаний, осуществляющих перевозки пассажиров как в России, так и за рубежом. Соответственно, установление более высоких цен на билеты той или иной авиакомпании послужит оттоку потенциальных пассажиров, которые предпочтут более дешевые авиабилеты.
Кроме того, можно отметить тот факт, что авиакомпании могут снизить цены на билеты за несколько дней и даже часов до вылета, тогда как цены на поезд будут только расти. Но РЖД может предоставлять скидки школьникам или туристическим группам.
Подобная система принята во многих странах Европы. Например, поезд Талис, который курсирует между Амстердамом и Парижем, обойдется вам примерно в 30 евро, если вы купите билет за три месяца и 120 евро в день отправления. Так что имеет смысл изучать этот вопрос и в зарубежных поездках.
На официальном сайте РЖД есть графики сезонности по некоторым городам и наглядные графики, как цена зависит от даты покупки билета.
Нет, динамическая система распространяется только на купе, СВ и сидячие вагоны.
Динамическое ценообразование уже давно плотно вошло в повседневную жизнь. Иногда это для нас не так заметно, мало кто обращает внимание на цену мороженого зимой и летом, но вот стоимость перелета и проезда на поезде может кардинально отличаться в зависимости от множества факторов.
Итак, как сделать, чтобы система работала на нас: