07.06.2024
1930
О чем речь? Лицей Пушкина в Царском Селе был одним из самых престижных учебных заведений Российской империи, а его выпускники оказали большое влияние на развитие российского общества.
Что сейчас представляет собой? В настоящее время лицей Пушкина в Царском Селе — музей рядом с Екатерининским дворцом в городе Пушкине. В его стенах и по сей день ощущается дух лицейского братства, о чем писал великий поэт. Музей воссоздает именно ту атмосферу, в которой учились многие известные личности императорской России.
История лицея Пушкина в Царском Селе началась 19 октября 1811 года. В своих традициях он восходит к Древней Греции. Тогда слово «Ликей» означало пригород Афин с храмом Аполлона, где преподавал Аристотель. Царскосельский лицей, унаследовавший традиции древнегреческого источника, был открыт в России в XIX веке.
Его задача заключалась в подготовке молодежи к государственной службе. Под руководством Александра I начался ряд реформ, требовавших надежных и преданных чиновников, способных поддержать и претворить в жизнь изменения в интересах России.
Сегодня вы можете посетить музей-лицей Пушкина в Царском Селе, чтобы погрузиться в атмосферу тех времен и узнать больше об истории этого знаменитого учебного заведения.
В XIX веке считалось, что чиновник играет важную роль в обществе, и именно от него зависит общественное благо. Чтобы выполнять эту роль, он должен быть образованным и просвещенным. Царскосельский лицей не делился на факультеты, ученикам преподавались разные науки, как точные, так и гуманитарные. Уроки в лицее включали физику, математику, русскую литературу, иностранные языки (греческий, латынь, немецкий, французский), историю, географию, богословие, логику, изобразительное искусство, а также физические упражнения.
Император с самого начала рассматривал возможность отправки своих младших братьев Николая и Михаила учиться в лицей. План не был реализован, поскольку против этой идеи категорически выступала мать Александра I. Она считала недопустимым обучать великих князей вместе с другими детьми.
Царскосельский лицей финансировался государством. В него принимали только мальчиков благородного происхождения из знатных, но небогатых семей. Лицей был закрытым учреждением, где лицеисты проживали шесть лет, не покидая его, за исключением праздников и выходных, когда им разрешались свидания с родителями или родственниками.
Известный общественный и государственный деятель, реформатор и законодатель М. М. Сперанский воплотил в жизнь идею лицея. Он разработал программу для этой школы.
Императорский лицей располагался в Царском Селе, недалеко от Петербурга. Здание было переделано из флигеля Екатерининского дворца. Это крыло было спроектировано архитектором И. В. Нееловым, а его преобразование осуществил В. П. Стасов.
История Царскосельского лицея в Царском Селе продолжилась и после его закрытия — в 1843 году император Николай I перевел это знаменитое учебное заведение в здание Александринского детского дома в Петербурге. После переезда лицей получил название Александровский и продолжал свою деятельность до 1918 года, когда был закрыт постановлением Совнаркома. За 33 года работы он выпустил 286 выпускников, оставивших незабываемый след в истории образования России.
Если вы хотите узнать больше о Пушкинском лицее и приобрести билеты в лицей Пушкина в Царском Селе, обращайтесь в исторический центр, где вам с удовольствием помогут.
В 1949 году после восстановления Екатерининского дворца в Пушкине, пострадавшего в годы Великой Отечественной войны, в здании бывшего Императорского Царскосельского лицея был открыт музей-лицей Пушкина в Царском Селе. В нем воссоздана атмосфера обучения и быта учащихся первой группы лицеистов.
В августе 1810 года был подписан указ об учреждении царского лицея, а через год начались вступительные экзамены. Однако учиться разрешалось не всем: лицеистами могли стать только мальчики дворянского происхождения. Лицей был бесплатным. Перед экзаменами кандидаты должны были получить рекомендации от влиятельных людей и пройти собеседование у министра образования Разумовского. Экзамен включал в себя проверку знаний по различным предметам, но при поступлении предъявлялись не очень высокие требования.
Как уже упоминалось, первоначально планировалось, что в лицее будут учиться два младших брата императора, поэтому для учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца. Лицеисты были окружены высшими чиновниками государства и воспитывались в непосредственной близости от них, несмотря на изменение планов относительно великих князей.
А. С. Пушкин поступил в лицей в 12-летнем возрасте, где обучался на протяжении шести лет. Первоначально отец рассматривал возможность поступления сына в иезуитский пансион в Петербурге, но, узнав об открытии новой школы по подготовке политической элиты, выбрал этот вариант. Чтобы поступить в лицей, Пушкину нужно было обеспечить себя поддержкой, которую ему удалось получить благодаря дяде Василию Львовичу и другу семьи А. И. Тургеневу. Его кандидатура понравилась и первому директору лицея — Василию Федоровичу Малиновскому.
На вступительных испытаниях Пушкин показал лучшие результаты по русской грамматике, хорошие — по французской, а также продемонстрировал наличие определенных знаний по истории и географии. Пушкину и еще двадцати девяти поступившим лицеистам предстояло добиться своих главных академических достижений в течение следующих шести лет.
Программу обучения для лицея разработал Михаил Сперанский — выдающийся реформатор, попавший в немилость вскоре после создания учебного заведения. Основное внимание уделялось гуманитарным и юридическим дисциплинам. Среди академических преподавались такие предметы, как закон Божий, этика, логика и юриспруденция. Особое внимание уделялось риторике и литературе, как русской, так и французской, латинской и немецкой.
Точные науки включали математические основы, физику, космографию и статистику. Большое внимание уделялось гимнастике и изобразительному искусству — лицеисты каждый день занимались каллиграфией, рисованием, танцами и фехтованием. Среди спортивных развлечений были верховая езда и плавание.
Пребывание в лицее было задумано как время, которое позволит каждому ученику стать самостоятельной, разносторонней, творческой личностью, сумевшей найти свое предназначение. Особое внимание было уделено организации повседневной жизни студентов. В их расписании не было ни одной свободной минуты. Лицеисты проводили на уроках 7–8 часов в день, перемежая их отдыхом, а классные занятия — подвижными играми и прогулками.
Утро в лицее начиналось в шесть часов. Ученики шли на утреннюю молитву, а с 7 до 9 утра проходили первые занятия. После этого было чаепитие, за которым следовала прогулка. К десяти они возвращались в класс и учились до полудня. С 12 до 13 часов лицеисты снова отправлялись на прогулку и приходили назад к обеду. После него и до трех часов студенты занимались уроками чистописания и рисования, затем до пяти вечера усердно изучали другие предметы.
После чая и очередной прогулки до шести часов вечернее время перед ужином было распланировано под повторение учебного материала и посещение библиотеки. Ужин начинался в 20:30, затем следовало свободное время, а к 22:00 студенты отправлялись на вечернюю молитву и готовились ко сну.
Если вы хотите узнать больше о лицее Пушкина в Царском Селе, фото которого передают атмосферу и быт лицеистов того времени, рекомендуем посетить музей лично.
Царскосельский лицей служил не только местом учебы, но и вторым домом для своих учеников. Под руководством директора В. Ф. Малиновского в лицее царил особый лицейский дух — атмосфера уважения, свободы дискуссий и готовности к острым дискуссиям. За время обучения каждый студент приобретал значительные социальные навыки.
Преподаватели обращались к ученикам на «вы», называя их «господами», что помогало создавать уважительные отношения между учениками и учителями. Преподавательский состав лицея состоял в основном из молодых специалистов, творчески подходивших к своей работе, и многие из них оказали значительное влияние на будущих выпускников.
Лицей стимулировал учащихся не только заучивать факты наизусть, но и развивать умение искать истину, мыслить самостоятельно и свободно. Для своего времени Царскосельский лицей считался прогрессивным, поскольку полностью отказался от физических наказаний. Учащиеся ранжировались по успеваемости. Это влияло на их положение как в классах, так и в столовой — лучшие ученики получали привилегии, в том числе возможность сидеть поближе к учителям.
В 1815 году на публичном экзамене в Царском Селе Гавриил Романович Державин увидел большой талант Александра Пушкина. Пушкин прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» и, сконфузившись, вышел из комнаты. Впечатленный выступлением молодого лицеиста, Державин сказал: «Я не умер. Вот кто меня заменит», выразив восторг по поводу таланта, который он увидел в Пушкине. В связи с этим эпизодом, произошедшим в лицее Пушкина в Царском Селе, становится понятным, насколько значимым источником талантов и вдохновения для русской литературы и культуры было это учебное заведение.
Николай Федорович Кошанский, один из самых молодых преподавателей Царскосельского лицея, вел уроки русской литературы и латыни, поощрял творчество учащихся, занимался созданием и переводами стихов. Он старался развивать у лицеистов чувство красоты, показывая примеры из классических произведений античности. На его уроках студенты изучали и анализировали произведения современных авторов — Гавриила Романовича Державина, Николая Михайловича Карамзина и Василия Андреевича Жуковского.
Яков Иванович Карцов, доцент кафедры физико-математических наук, вел занятия по арифметике, алгебре, геометрии, физике и черчению в Царскосельском лицее. В учебном заведении больше внимания уделялось гуманитарным наукам, что влияло на меньший интерес части учащихся к математике. Однако Яков Иванович славился своим педагогическим талантом и умением общаться со студентами. Например, когда он услышал от Александра Пушкина неправильное решение, он посоветовал ему: «Садитесь и пишите свои стихи».
Иван Кузьмич Кайданов преподавал историю, географию и статистику в Царскосельском лицее. Он принимал участие в разработке учебников истории, которыми пользовались ученики от Александра Пушкина до Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, а также несколько поколений русских и зарубежных гимназистов.
Филипп Петрович Калиныч, учитель чистописания, стремился воспитать у лицеистов аккуратный и красивый почерк. Свой талант в области каллиграфии проявили Александр Горчаков, Вильгельм Кюхельбекер, Константин Данзас и Александр Пушкин. Студенты отмечали, что Филипп Петрович также прекрасно пел и активно участвовал в лицейском хоре.
Известно, что самым блестящим считается первый выпуск Царскосельского лицея 1817 года. Среди его знаменитых выпускников были А. П. Бакунин, С. Ф. Брольо, В. Д. Волховский, А. М. Горчаков, П. Ф. Гревениц, К. К. Данзас, А. А. Дельвиг, С. С. Есаков, А. Д. Ильичевский, С. Д. Комовский, А. А. Корнилов, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, К. Д. Костенский, В. К. Кюхельбекер, С. Г. Ломоносов, И. В. Малиновский, А. И. Мартынов, Ф. Ф. Матюшкин, П. Н. Мясоедов, И. И. Пущин, Н. Г. Ржевский, П. Ф. Саврасов, Ф. Х. Стивен, А. Д. Тырков, П. М. Юдин, М. Л. Яковлев, А. С. Пушкин.
Именно здесь, в Царскосельском лицее, Александр Сергеевич Пушкин обнаружил свой поэтический талант. Сверстники называли его «французом» и «егозой» из-за прекрасного знания языка и непослушания. С Пушкиным учились будущий министр иностранных дел Александр Горчаков, поэт и издатель Антон Дельвиг, а также декабристы Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.
Пушкин написал Горчакову пророческие строки, говоря о том, что его путь счастлив и славен благодаря удаче. Александр Михайлович Горчаков стал важным мировым дипломатом при Александре II. Своими способностями, которые он проявлял с ранних лет, он выделялся как идеально подходящий для дипломата и смело шел по пути дипломатии.
Посетив музей-лицей Пушкина в Царском Селе, вы сможете окунуться в атмосферу учебного заведения, где развивалось литературное наследие великого поэта.
Иван Иванович Пущин был одним из первых и самых близких друзей Александра Пушкина и жил с ним в общей комнате Царскосельского лицея. Окончив учебу, Пущин присоединился к первой тайной группе «Священная артель», а затем стал членом нескольких обществ, таких как «Союз спасения», «Союз процветания» и «Северное общество», проявив свои революционные убеждения. Сначала его приговорили к смертной казни, но затем наказание смягчили, сослав декабриста в Сибирь. Спустя много лет, в 1856 году, ему разрешили вернуться из ссылки.
Выпускник Михаил Андреевич Корф добился впечатляющих успехов в своей карьере. Он руководил делами Комитета министров, играл ведущую роль в секретном комитете по контролю над печатью и занимал пост директора Петербургской публичной библиотеки.
Чтобы добраться от Витебского вокзала до станции «Царское Село», нужно сесть на электропоезд. После этого вам следует доехать до нужного места на одном из автобусов: № 376, 186, 382, 342, 299, 378, 370, 545 или 188.
Царскосельский лицей расположен рядом с Екатерининским дворцом, где сегодня находится музей-лицей имени Пушкина. Время работы музея-лицея — с 10:30 до 18:00, выходные — вторник и последняя пятница месяца. С 1 апреля 2024 года доступ в сад Мемориального музея-лицея ограничен для посетителей.
События декабря 1825 года, известные как Восстание декабристов, послужили толчком к переезду Царскосельского лицея в 1843 году по указу императора Николая I на Каменноостровскую улицу, 21 в Петербурге. Позже этому учебному заведению было дано новое имя — Александровский лицей, который стал специализироваться на юридическом образовании. Последний выпуск школы состоялся в 1917 году, после чего учреждение было закрыто.
Царскосельский лицей был одним из самых престижных учебных заведений Российской империи. Его выпускники оказали значительное влияние на развитие российской культуры и общества, внесли большой вклад в литературу, науку, политику и дипломатию благодаря блестящему образованию, полученному в лицее.