08.04.2025
695
О чем речь? Кладбище кораблей — место, где находят пристанище суда, вышедшие из строя либо затонувшие в результате катастроф или боевых действий. Они расположены по всему миру, представляют собой настоящие музеи под водой, где можно увидеть корабли различных эпох и размеров: от маленьких рыбацких лодок до огромных торговых судов.
Почему вызывают интерес? Они позволяют заглянуть в прошлое и узнать больше о жизни моряков и судоходстве. Здесь можно увидеть не только сами корабли, но и их грузы, которые часто остаются нетронутыми на дне моря.
На побережье Рас-Наудибу уже десятилетия существует кладбище заброшенных кораблей. Берега полуострова — узкий и длинный кусочек земли на западе Африки. Принадлежат Западной Сахаре и Мавритании и хранят в себе богатую историю. Когда-то французские купцы, очарованные красотой этого места и его защищенностью от бурного Атлантического океана, основали здесь поселение. Залив стал настоящим сердцем судоходства, а город Наудибу процветал благодаря торговле и рыболовству.
Сейчас главным источником дохода для Мавритании стала добыча железной руды, однако Рас-Наудибу продолжает очаровывать своей историей и уникальным ландшафтом. Кладбище погибших кораблей словно напоминает о былой славе этого места, а в будущем, возможно, станет частью музея под открытым небом, привлекающим туристов со всего мира.
Фото: erdekesvilag.hu
В свое время благодаря выгодному географическому положению Наудибу здесь был построен крупный порт. Сегодня отсюда по всему миру на кораблях отправляются железная руда и медь, добытые в глубине страны и транспортируемые в порт по единственной здесь железной дороге.
Несколько десятилетий назад полуостров стал знаменит как самое большое кладбище для старых кораблей. Первым гостем этого уникального естественного морского музея стал французский крейсер, который пришвартовался у берегов Рас-Наудибу еще в 20-х годах прошлого века. Некоторое время он даже служил местом для интересных мероприятий.
Постепенно к нему присоединились и другие корабли. В 80-х годах прошлого столетия количество судов в этом удивительном собрании значительно увеличилось, и сегодня морские перевозчики со всего света отправляют сюда на заслуженный отдых свои верные лайнеры.
В заливе Рас-Наудибу уже сейчас покоятся более 300 судов. Их число продолжает неумолимо расти, так как некоторые компании на платной основе по-прежнему отправляют корабли на «последний причал» в этот район. Здесь крейсеры остаются на долгие годы, постепенно разрушаются, ржавеют, гниют, пагубно влияя на экологию.
К сожалению, пока власти бездействуют, и остается лишь надежда, что в будущем найдется решение этой проблемы и залив вернется к своей былой красоте.
Координаты кладбища кораблей у полуострова Рас-Наудибу: 20.813362, -17.043513.
Примерно шестьдесят лет назад у берегов Читтагонга в Бангладеш сел на мель корабль Alpina. Несмотря на все усилия, спасти его не удалось. Судно было продано местной компании за символическую цену и разобрано на металлолом. С тех пор на этом месте, где ежегодно разбирают около 200 кораблей, возникло самое известное в мире кладбище больших кораблей.
Ежегодно здесь находят свой последний приют около 200 судов. Рабочие, трудящиеся по 12–14 часов в сутки, буквально разбирают их по винтику.
Фото: habrastorage.org
Кладбище кораблей в Читтагонге простирается на 20 километров. Специалисты сажают суда на мель, после чего рабочие вручную вычищают их внутренности. А затем при помощи кувалд, клиньев и паяльных ламп разбирают обшивку на металлолом.
В настоящее время Читтагонг считается мировым центром утилизации кораблей: здесь перерабатывается почти половина всех списанных судов в мире. Еженедельно сюда прибывают от 3 до 5 единиц.
Более 80 тысяч рабочих трудятся над демонтажем судов, а еще 300 тысяч человек заняты в смежных областях. Зарплата работников мизерная — всего 1,5–3 доллара в день при 6-дневной рабочей неделе по 12–14 часов.
Благодаря усилиям работяг почти половина всех списанных на металлолом кораблей обретают новую жизнь. Это огромный вклад в мировую экономику и экологию. Несмотря на сложные условия труда, эти люди демонстрируют невероятную выдержку и мастерство, играя важную роль в глобальной цепочке переработки.
Однако Читтагонг считается одним из самых грязных мест на планете.
Координаты кладбища кораблей в Бангладеш: 22°20.304′ с. ш., 91°49.9008′ в. д.
Знаменитое кладбище морских кораблей, расположенное у впадения реки в Баренцево море, известно каждому, кто хоть немного знаком с этим отдаленным поселком. Недавно хранилище отметило свой полувековой юбилей.
Именно здесь можно увидеть настоящие шедевры морской истории и почувствовать дух приключений. Неудивительно, что это место так популярно среди туристов — ведь оно дарит возможность прикоснуться к легендам прошлого.
Фото: tourister.ru
Заброшенное кладбище затонувших кораблей в Териберке — это печальное напоминание о былом величии поселка. До 60-х годов прошлого века это был процветающий центр рыбной ловли, где кипела жизнь и работали рыбоперерабатывающие заводы. Но после переноса районного центра в Североморск и появления крупных судов, которые вытеснили мелкие лодки, Териберка пришла в упадок. Все, что осталось от былого процветания, — это грустные останки кораблей, покоящиеся на мелководье.
Все началось с большой баржи, которая однажды причалила к берегу. Вокруг нее жители стали оставлять старые лодки и траулеры. Со временем они превратились в удивительные скульптуры, похожие на фантастических морских существ. Сейчас баржа словно слилась с берегом, стала его неотъемлемой частью. Если бы не любопытные туристы, эта необычная достопримечательность оставалась бы тихой и уединенной.
Кладбище кораблей в Териберке служит источником вдохновения для художников, любителей фото и всех, кто ценит красоту и историю.
В бухте Петропавловска-Камчатского утилизируются не только обычные, но и военные корабли, в том числе подводные лодки.
Это зрелище заставляет задуматься о том, как использовать потенциал таких уникальных и дорогостоящих объектов. Эти корабли могли бы стать частью музейных экспозиций и привлекать любителей индустриального туризма со всего мира. В других странах успешно реализуют подобные проекты, превращая старые суда в интересные достопримечательности.
Возможно, и в Камчатском крае такие «корабли-призраки» могли бы стать символом истории и принести пользу городу.
Фото: img.goodfon.ru
Пожалуй, это одно из самых необычных кладбищ кораблей. Представьте себе: огромный военный завод, где когда-то строили могучие катера. Сейчас он заброшен, а незаконченные суда остались на месте, словно застряв во времени. С одной стороны, это жуткое зрелище — памятник распаду СССР, где похоронено множество грандиозных планов, с другой — настоящий клад для искателей приключений. Масштабы просто поражают.
Это кладбище кораблей находится в Перми, на территории старого судоремонтного завода. Это поистине уникальная коллекция речных судов. Здесь можно увидеть дебаркадеры, буксиры-толкачи, теплоходы и суда на подводных крыльях — настоящие свидетели истории речного флота.
Но самое показательное зрелище — заброшенное речное училище. Именно его присутствие, а не ржавые корпуса судов красноречиво свидетельствует о плачевном состоянии речного транспорта на Урале.
Не так давно брошенных судов было еще больше, но после роста цен на металлолом в 2020–2021 годах часть кораблей, находящихся за территорией завода, была разобрана на лом.
Фото: hdpic.club
В бухтах Трудовая и Новик в акватории Владивостока кладбище кораблей — это огромное скопище затонувших судов. Начиная с 1974 года здесь нашли последний причал суда Тихоокеанского флота, которые честно отслужили свой срок. Сейчас в водах бухты покоятся 42 корабля разного типа: сейнеры, эсминцы, подлодки, «гидрографы», сторожевики, подводные лодки.
Несмотря на то что затонувший металл представляет значительную ценность, его извлечение из воды — дело дорогое. Тем не менее в последнее время государство не только демонтирует выступающие над водой части, но и пытается поднимать целые корпуса. В результате сегодня исполинские силуэты кораблей можно увидеть только с воздуха.
Фото: cs8.pikabu.ru
Недалеко от озера Старица, где располагается кладбище кораблей — своеобразный музей под открытым небом. До него легко добраться: проезд к речному порту свободный, можно дойти пешком по улицам Вишняковой или Фурманова. Территория охраняется и оснащена камерами видеонаблюдения, а на одном из кораблей постоянно проживают смотрители.
Некогда река Кубань была оживленной артерией города: по ней ходили баржи с грузами, и были очень популярны пассажирские перевозки. В 1858 году по заказу Черноморского казачьего войска было основано Кубанское речное пароходство, одно из старейших предприятий Краснодара. В советские годы оно достигло своего расцвета.
Фото: obj-storage.com
После распада Советского Союза Кубанское речное пароходство деградировало и утратило свой изначальный смысл. Сейчас от него осталось лишь название. Пристань превратилась в кладбище ржавеющих кораблей, издающих жалобный скрежет.
В 4800 километрах от Новой Зеландии в самом сердце Тихого океана находится точка Немо — кладбище космических кораблей. Это таинственное место, где нашли свой последний покой более 250 летательных аппаратов.
Этот удаленный уголок планеты, а именно 2688 км до ближайшего острова, стал символом завершения эпохи для многих исследовательских миссий. Благодаря своей изолированности точка Немо служит надежным хранилищем для отработавших свой век космических кораблей.
Только представьте себе: под лазурной гладью воды (на фото можно увидеть только ее) покоится история освоения космоса.
Старые космические корабли и станции, выполнившие свою важную миссию, обретают вечный покой в глубинах Тихого океана, в специально отведенной для них зоне. При возвращении в атмосферу Земли большая часть аппаратов сгорает, а оставшиеся фрагменты опускаются на дно. Точка Немо позволяет безопасно утилизировать космический мусор, не создавая угрозы для населения.
Фото: i.pinimg.com
На кладбищах кораблей покоятся суда всех типов и размеров, выбывшие из эксплуатации или погибшие в результате аварий или военных действий.
Например, в Индии на судоразделочной верфи в Аланге разбирают на запчасти огромные автомобильные паромы, роскошные океанские лайнеры, грузовые контейнеровозы и гигантские супертанкеры.
Среди них — Карибское море у Больших Антильских островов, побережье Микронезии в районе островов Чуук, а также залив Ла-Плата, который разделяет Аргентину и Уругвай.
Многие специалисты считают, что корабли, покоящиеся на дне веками, стали частью уникальной экосистемы, и их лучше не тревожить.
Тем не менее большинство экспертов сходятся во мнении, что затопленные суда могут негативно сказываться на окружающей среде, рыбных ресурсах и судоходстве, и поднимать их нужно.
Кладбища кораблей — это места, где история встречается с природой, поэтому они привлекают множество туристов со всего мира. Многие из этих локаций расположены в поистине живописных уголках. Посещение их — чудесная возможность окунуться в историю мореплавания и одновременно насладиться величественной красотой природы.