14.01.2025
929
О чем речь? Петроглифы Онежского озера — наскальные памятники монументального искусства первобытного времени на территории Пудожского района Карелии. Эти изображения относятся к IV–III тысячелетиям до нашей эры.
На что обратить внимание? На онежских петроглифах изображены различные сцены из жизни древних людей, а также животные, птицы, рыбы, лодки, оружие и инструменты. Некоторые имеют символическое значение или представляют мифологические сюжеты. Добраться до них непросто, однако увиденное стоит того, чтобы ради него совершить путешествие с препятствием.
Петроглифы представляют собой древние изображения, вырезанные или нанесенные на скалы, которые были созданы людьми еще в доисторическую эпоху. Обычно они изображают охоту, различных животных, божеств и ритуальные обряды.
Фото: laminarts.ru
Термин «петроглифы» происходит от древнегреческих слов «петрос», означающего «камень», и «глифе», что переводится как «резьба». Эти изображения можно обнаружить на скальных образованиях, в пещерных системах и на плоских каменных поверхностях. Они служат значимыми артефактами, предоставляющими ценную информацию о жизни, верованиях и культуре наших предков.
На территории Карелии можно встретить онежские петроглифы, которые были высечены древними людьми на скальных поверхностях. Историки предполагают, что они появились в IV–III веках до н. э., когда на этой земле начали обосновываться первобытные племена.
Определить точный возраст этих изображений сложно: углеродный анализ не подходит, так как камни не содержат органики, и поэтому ученым приходится ориентироваться на возраст соседних стоянок древних людей.
Рисунки появились как отражение стремления человека оставить след в своем окружении и выразить свои мысли через символы и изображения. До сих пор исследователям не удается разгадать значение некоторых из них. Среди высеченных фигур можно встретить:
Согласно историческим данным изначально наши предки использовали для создания рисунков различные красящие материалы, такие как кровь и уголь.
Однако природные явления быстро уничтожали эти работы, и доисторические художники стремились сделать свои произведения более долговечными. Поэтому изображения начали вырезать на граните и других типах камней. Ученые выяснили, что творцы использовали кусок кварца в качестве инструмента, а другой камень служил молотом.
Такой подход позволял делать гравировки глубиной от 1 до 4 мм, в то время как длина некоторых изображений могла достигать 4 метров. Эти произведения искусства сохранялись на протяжении многих веков, позволяя будущим поколениям обращаться к таинственным существам с просьбами об исцелении, удачной охоте и богатом урожае.
На скалах, украшенных петроглифами, проводились жертвоприношения и обряды, такие как инициация юношей. Существует также гипотеза, что некоторые петроглифы могли служить для отслеживания движения небесных объектов.
Карельские петроглифы поражают разнообразием своих сюжетов, отличной сохранностью и удивительно коротким временным интервалом, в который они были созданы. Если на других территориях создание наскального искусства занимало тысячи лет, то в нашем случае всего 500–700, максимум — 800 лет.
Сохранность этих изображений обусловлена тем, что они находятся на самых крепких из всех горных пород — гранитоидных кристаллах. В большинстве других мест, где имеются наскальные рисунки, материалы значительно мягче, и граниты не выходят на поверхность. Такое явление наблюдается исключительно в Карелии и частично на Кольском полуострове.
В Сибири, Казахстане, Норвегии, где царят высокая влажность и резкие температурные колебания, памятники разрушаются. Есть сведения, что в Норвегии повреждения достигают 90 % — здесь крупные участки скал с изображениями отваливаются, и их пытаются восстановить. В Азии, в том числе в Сибири, Казахстане, Китае и на Алтае, петроглифы расположены на вертикальных скалах, и текущая сверху вода портит их состояние.
Петроглифы Беломорья и Онежского озера разделяет расстояние приблизительно в 300 километров. Беломорские петроглифы располагаются в нижнем течении реки Выг, в восьми километрах от ее слияния с Сорокской губой Белого моря, тогда как онежские находятся вдоль восточного берега Онежского озера, между Гурьими островами и устьем реки Водлы.
Можно заметить, что художники, создавшие эти петроглифы, имели различия в выборе сюжетов: беломорские работы чаще изображают реалистичные сцены, в то время как онежские более склонны к фантазии и мифологии.
Но у них есть общие черты в отдельных сюжетах и даже в их структуре. Они оказали влияние друг на друга, причем онежские петроглифы оказывали большее воздействие на беломорские — возможно, даже стали основой для этого влияния. За этим могли стоять семейные связи; или онежцы нередко посещали Белое море для охоты на китов, или, наоборот, беломорцы из-за похолодания перемещались к восточному берегу Онежского озера.
Находятся четыре истории охоты на китов, аналогичные тем, что встречаются на Белом море, — здесь не только схожие сюжеты, но и создание их похоже на труд одного мастера. Онежские изображения появились раньше, и традиция частично перенеслась на Беломорские — в их арсенале появились онежские лебеди, хотя птиц здесь не так много. На Белом море преобладают другие мотивы: олени, лоси, белухи, лодки и охотничьи сцены.
Говоря о уникальности сюжетов, следует отдельно рассматривать онежские и беломорские петроглифы. В неолитическую эпоху в Залавруге на Белом море были изображены не просто лыжники, а с множеством деталей: лыжные палки с утолщениями, следы, подъемы и спуски — все это создает полноценные повествования.
Подобные сцены с такой выразительностью и глубиной больше нигде не встречаются. Немного присутствуют в Мальте, но там представлен лишь охотник, загоняющий оленей.
На планете всего несколько мест, где изображены лыжники, и эти рисунки намного более поздние. В Сибири есть отдельные петроглифы, также один-два примера на Канозере, но там люди лишь «парят» над лыжами. В то время как на Онежском озере находятся фантастические, загадочные символы, которых нигде больше нет. Преобладают виды водоплавающих птиц, особенно лебедей, среди которых самые крупные достигают более четырех метров в длину.
Коллекция петроглифов, найденных на берегах Онеги, включает более 1100 изображений и символов. Хотя этим наскальным рисункам несколько тысяч лет, их активное изучение началось только в XIX веке.
Первым, кто обнаружил этот объект культурного наследия, оставленный древними людьми, стал российский профессор и археолог Константин Гревингк. В ходе экспедиции ученый представил информацию об этой ценности в Императорскую академию наук. В своем отчете он описал найденные изображения и отметил, что они были выбиты на исключительно твердом порфироносном граните.
Фото: dzen.ru
Через полвека после первых исследований онежских петроглифов и поисков новых артефактов группу ученых из Швеции возглавил Густаф Халлстрем. В это время активно проводились съемки петроглифов, а также осуществлялись попытки их копирования и толкования.
В XX веке уровень научной работы значительно повысился, и эти исследования продолжаются и по сей день. В третьем тысячелетии, например, специалисты Петрозаводского университета посетили Онегу и обнаружили новые каменные плиты с наскальной гравировкой на ее восточном берегу.
Петроглифы Онежского озера и Белого моря были включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Это рукотворное чудо привлекает туристов со всего мира. Особенно впечатляюще каменные рисунки выглядят на закате: в ярких лучах заходящего солнца прекрасно видны все детали рельефа и фигур.
Петроглифы Онежского озера на карте: 61.672528, 36.021990.
Основная масса наскальных изображений находится на восточном берегу в районе Пудож. Обычно эти рисунки вырезались на плоских, гладких скалах, созданных в результате эрозии. Петроглифы Онежского озера можно обнаружить на мысах Кладовец, Пери Нос и Гагажий, а также на полуострове Бесов Нос.
Кроме того, некоторые из них сосредоточены на Карецком Носу и в местности с непростым для произношения названием Кочковнаволок. В этом месте, которое находится недалеко от поселка Шальский, сохранилось свыше 200 фигуративных рисунков, выбитых на камне.
В отличие от наскальных изображений на Белом море петроглифы Онежского озера находятся вдали от популярных туристических маршрутов и имеют плохое транспортное сообщение. Поэтому не все путешественники решаются увидеть эти удивительные каменные символы.
Хотя до них добраться не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Вот несколько способов, как это можно осуществить.
Фото: dzen.ru
Мыс Кладовец Нос изобилует изображениями птиц и животных и имеет солярный символ. Вдоль южного склона мыса Карецкий Нос найдено около 120 фигур; здесь можно увидеть сложные композиции с изображениями лосей, птиц, лодок и жезлов с птицами, а также мелкие выбивки и солнечные и лунные знаки.
Петроглифы обнаружены на мысе Гагажий и Корюшкин Нос, а также на островах Большой и Малый Гурий. На Большом острове представлены геометрические рисунки, напоминающие картины мыса Пери Нос. Среди них имеется загадочный символ, похожий на инь-ян, представляющий собой неправильный овал, разделенный зигзагообразной линией.
В период с 1970 по 1990 годы на полуострове Кочковнаволок было найдено около 200 петроглифов. Это место, похоже, стало царством лебедей: тут встречаются как силуэтные, так и контурные фигуры с необычными изогнутыми линиями и длинными шеями. Одна из самых интересных сцен изображает беременных женщин, несущих загадочную конструкцию с лебедиными головами, а также присутствует большая человеческая фигура, получившая название «Шальская Венера».
Такие изображения встречаются в разных уголках планеты: в Африке, Юго-Восточной Азии, Северной Европе и Австралии.
В результате длительных исследований специалисты зафиксировали более 4,5 тысячи петроглифов на территории Карелии.
Хотя гранит разрушаться не спешит, наибольшую опасность представляют костры и использование стального зубила. Такие действия абсолютно недопустимы.
Фото: dzen.ru
Несмотря на труднодоступность онежских петроглифов, они представляют собой уникальное творение человеческой мысли, которое обязательно стоит увидеть. Эти рисунки, не имеющие аналогов в мире, сохранили свой первозданный вид на протяжении тысячелетий.
Тем не менее многие из их значений остаются неопределенными, и мы можем лишь догадываться о тайнах, которые скрывают изображения первобытных людей. Ознакомиться с петроглифами Онежского озера можно лично или по фото в интернете.