26.10.2024
739
О чем речь? Маяки России обеспечивают безопасность флота и украшают береговые линии. Их историческая, архитектурная и культурная ценность остается значимой на протяжении столетий. Растет и интерес туристов: маяки притягивают путешественников своей романтичной атмосферой.
На что обратить внимание? Несмотря на то что все действующие маяки в России относятся к военным объектам, на территорию которых вход для посторонних запрещен, прогулки неподалеку от них могут подарить немало ярких эмоций и впечатляющих фото. Подниматься разрешено только на заброшенные постройки, если они не огорожены и не охраняемы. Однако эта затея может быть опасной, так как за состоянием сооружений никто не следит.
Осмотреть маяк в Адлере изнутри невозможно. Несмотря на довольно приличный возраст, он продолжает работать, и посторонним вход туда воспрещен. Но никто не запретит прогуляться рядом, ведь маяк находится на городской набережной. Красно-белое сооружение возвышается на 11 метров в высоту и освещает территорию на 13 морских миль. Туристы любят приходить сюда, когда начинает темнеть, чтобы полюбоваться закатом и включением сигнального огня.
Адрес: Адлер, ул. Просвещения, 21.
Маяк построили в конце ХIХ века (1898 год), но работать он начал лишь десятилетие спустя в 1909 году. Он считается одним из самых красивых маяков России благодаря своей оригинальной конструкции: 21-метровая восьмиугольная башня с тремя черными горизонтальными полосами. Маяк сильно пострадал во время боевых действий Великой Отечественной войны, но, ввиду его стратегической значимости, объект восстановили в 1955 году.
Адрес: Анапа, ул. Крепостная, 2/3.
На исходе XIX века Черноморский флот перебазировали в Севастополь, а Феодосия стала пристанищем для гражданских и торговых судов. В целях снижения навигационных рисков на входе в гавань на мысе Святого Ильи установили маяк. Во время Великой Отечественной войны его разрушили. Для восстановления помощи судоходству в 1944 году построили временное сооружение, а в 1956 году возвели постоянную башню из камня с ярким фонарем, освещающим окрестности с высоты 15 метров.
Координаты: 45.012505, 35.422417.
На месте канувшего в лету римского сооружения по просьбе адмирала Михаила Лазарева был построен новый маяк. Спустя 4 десятка лет его заменили небольшой башней в форме восьмиугольного фонаря с ромбовидными стеклами английского производства, которые больше нигде в России не встречаются. Маяк оказался устойчивым к природным и человеческим катаклизмам и пережил три войны: Крымскую, Русско-турецкую и Великую Отечественную. Внутри работает музей, но для его посещения потребуется специальное разрешение, так как действующие маяки России считаются режимными объектами.
Координаты: 44.428458, 34.122385.
Во второй половине прошлого столетия в Сочи создали порт Даховский – так появилась потребность в навигационном сопровождении для заходящих в гавань судов. В первое время в порту просто зажигали фонарь или красные факелы (при шторме). Но строительство маяка было неизбежно, и работы над ним растянулись на много лет.
Уникальность сочинского маяка – в линзе Френеля сложной конструкции. В то время для маяков использовали цельные линзы из шлифованного стекла, Сочинский же маяк стал первооткрывателем подобного рода изобретений. Сооружение достигает 30 метров в высоту, освещает окрестности на 17 морских миль и работает по сей день.
Адрес: Сочи, ул. Москвина, 10.
Монументальная башня в Севастопольской бухте уже более двух столетий служит ориентиром для кораблей. Она пережила даже землетрясение 1927 года, но во время Великой Отечественной войны была разрушена. Реконструкцию маяка провели по старым чертежам после освобождения Севастополя.
Координаты: 44.583338, 33.378846.
Несколько веков назад здесь возвышалась небольшая семиметровая башня с сигнальными огнями. Позднее соорудили временный маяк, затем его заменила постоянная каменная конструкция высотой 17 м. Как и многие другие маяки нашей страны, во время Великой Отечественной войны он был практически разрушен, но восстановлен после победы. Оборудование заменили, и он по сей день помогает в навигации кораблей, а также считается яркой и узнаваемой достопримечательностью города.
Адрес: Крым, Ялта, улица Рузвельта, 5.
Список маяков России, расположенных на дальнем востоке, открывает маяк Анива. Он считается одним из самых сложных и труднодоступных маяков в России. В 1939 году его установили на небольшой скале Сивучьей, которая находится в районе с частыми туманами и сильными течениями.
Строительство маяка началось в то время, когда южная часть Сахалина перешла к Японии. Маяк Анива стал самым сложным техническим сооружением на всем острове. Сложности возникали из-за доставки материалов по бурному морю. Их приходилось сразу пускать в дело, так как складов для хранения там не было.
После завершения Второй мировой войны Южно-Сахалинск вернулся под руководство СССР. В 90-е годы прошлого века система питания на маяке стала автономной, поэтому смысла в несении службы на объекте больше не было. В 2006 году работа маяка официально прекращена, за сооружением больше никто не следит.
Координаты: 46.018915, 143.414066.
Мыс Гамова выступает в Японское море, где часто бывают штормовые ветры и густые туманы. В этом месте неоднократно терпели крушение корабли. Для снижения количества крушений в 1906 году на побережье был построен маяк и колокол, подающий звуковые сигналы судам. В 1981 году архитекторы провели реконструкцию, заменив световые приборы и сместив здание маяка и колокол повыше.
Координаты: 46.018915, 143.414066.
Уруп — самый северный остров в составе Южно-Курильской гряды, который обходят стороной популярные туристические маршруты. В наше время там живут только вахтовые рабочие, добывающие золото, и смотрители маяков.
Координаты: 46.228814, 150.569210.
С середины XVIII века на скалах зажигали сигнальные огни для кораблей, держащих путь в гавань Петропавловска-Камчатского. За три столетия местные маяки прошли путь развития от деревянного трехстенного сооружения с огромным костром до лампы мощностью 1000 ватт с системой фокусирующих линз, создающей белые вспышки, видимые на расстоянии более 25 морских миль. Наблюдать за черно-белым полосатым Петропавловским маяком удобно с воды во время круиза по Авачинской бухте или прогуливаясь по побережью.
Координаты: 61.083135, 36.101761.
Еще один известный маяк России – Рудный – был установлен в 1954 году на мысе Бринера недалеко от Дальнегорска. Он назван в честь рудного месторождения, основанного владивостокским купцом Юлием Бринером.
В настоящее время Рудный заброшен. Вход на маяк закрыт, однако можно подойти прямо к основанию башни. С маяка открывается великолепный вид на Японское море и островок Двух Братьев с двумя скалами, самая высокая из которых достигает 23 метра над уровнем моря.
Координаты: 44.343020, 135.840920.
Мыс Оторо Мисаки стал местом, где японцы в 1943 году построили маяк. Русские впоследствии назвали этот мыс в честь партизана Слепиковского, который погиб здесь в 1905 году во время Русско-японской войны. Такое же название получил и маяк. Первоначально он находился на расстоянии около ста метров от моря. После землетрясения 2007 года вода подошла почти вплотную к башне. 27-метровый гигант мог обрушиться, но проведенное вовремя укрепление берега помогло его спасти, и он работает до сих пор.
Координаты: 47.302781, 141.967254.
Один из главных долгожителей Владивостока построен в далеком 1876 году на Токаревской кошке — искусственной насыпи на узкой отмели. Это последняя полоса материка, за которой господствует Японское море. Если во время отлива к маяку еще можно добраться по небольшому участку суши, то во время прилива не замочить ноги уже не получится, хотя плыть и не придется.
Адрес: Владивосток, Токаревский маяк, 1.
Одним из самых неповторимых, а потому лучших маяков России, является маяк Белый, построенный на одноименном необитаемом острове в Карском море. Это деревянная башня сложной конструкции, освещающая Северный морской путь с 30-х годов прошлого века. Условия для постройки такого сооружения были весьма тяжелы, но специалистам удалось возвести на бетонном основании четырехгранную деревянную пирамиду, а на ее вершине установить освещение. В настоящее время маяк находится в ветхом состоянии, но его стремятся сохранить как исторический памятник.
Координаты: 60.111312, 32.332510
Самый южный маяк России расположен в городе Дербенте и входит в реестр исторических объектов ЮНЕСКО.
Этот маяк работает с января 1853 года. 18,5-метровая башня находится примерно в километре от берега, хотя изначально располагалась ближе к воде, но с годами все изменилось. Дербентский маяк продолжает светить кораблям по сей день, охватывая расстояние до 25 миль.
Адрес: Республика Дагестан, Дербент, улица Зои Космодемьянской, 11.
«Ирбенский» — последний обитаемый плавучий маяк России и всего мира, построенный в 1962 году. В 70–80-е годы прошлого века он выходил в Балтийское море, предупреждая о навигационных опасностях и указывая мореплавателям безопасный путь в порт. Когда погиб капитан, маяк перешел в собственность Музея Мирового океана (30 июня 2017 года). Посещение маяка временно приостановлено, информацию о повторном открытии можно отслеживать на официальном сайте.
Адрес: Калининград, набережная Петра Великого.
Этот маяк никогда не освещал путь кораблям. Это 4-этажное сооружение построили в 2017 году для съемок сериала «Смотритель маяка». Впоследствии на территории вокруг него создали частную зону отдыха с платным проходом.
Координаты: 47.287650, 39.155648.
Осиновецкий маяк, строительство которого началось в 1905 году, действует до сих пор. Он расположен на юго-западном берегу Ладожского озера. Это одно из самых высоких зданий такого типа: его высота составляет 70 метров, а добраться до вершины вам помогут 366 ступеней. Во время блокады Ленинграда этот маяк оказал неоценимую помощь, будучи ориентиром на Дороге жизни – единственном транспортном пути через Ладожское озеро.
Координаты: 60.118765, 31.080604.
В 1722 году Петр I поручил астраханскому губернатору Артемию Волынскому построить маяк на острове Четырехугольный у Каспийского моря. Маяк был построен из дерева и установлен в 1741 году (или 1761 по другим источником). Однако конструкция не прошла проверку временем: в 1852 году маяк настолько обветшал, что его разрушили и начали строительство кирпичного маяка. Новая постройка начала функционировать в 1867 году и, в отличие от предшественника, сохранилась до наших дней.
Необычная конструкция маяка привлекает множество туристов. Они могут подняться по чугунной винтовой лестнице на смотровую площадку, с которой открывается захватывающий дух вид на окружающие его степи.
Координаты: 45.603464, 47.638829.
Самый западный маяк России находится в порту Балтийска, но создан он был во времена, когда город назывался Пиллау и находился во владении прусского королевства. Это сооружение считается одним из символов города. Как и остальные действующие по сей день маяки, он закрыт для посещения, и посмотреть на него можно только снаружи.
Адрес: Балтийск,Морской бульвар, 9.
Старейший, но при этом действующий маяк Баренцева моря, существует с 1862 года и считается одним из самых отдаленных в стране.
После возведения маяк функционировал благодаря команде из нескольких человек, но после вспышки цинги было решено заменить их на вольнонаемных служащих. С 1968 года на маяке трудятся семь человек. С 2002 года Святоносский маяк входит в список объектов Мурманской области, имеющих большую историческую, научную и культурную ценность.
Координаты: 68.135933, 39.766911.
Один из самых высоких маяков России расположен на юго-восточном побережье Ладожского озера. По своей высоте он занимает седьмое место в мире и второе в России. Именно с него берет начало история маячного дела.
У маяка богатая история, ведь башня, которую мы можем увидеть сегодня, – уже четвертая по счету на Стороженском мысе. Первый маяк тут заложили еще в 1800 году, но первый же ледостав его разрушил. В 1818 году построили деревянное сооружение, а через два десятилетия его заменили каменным.
В начале прошлого века из-за необходимости увеличить покрытие освещения до 22 морских миль приняли решение провести реконструкцию и увеличить высоту маяка. Однако, взвесив все риски, от этой идеи отказались и построили новую сигнальную башню высотой 71 метр. К вершине Стороженского маяка ведет винтовая лестница, состоящая из 400 ступеней.
Координаты: 60.531385, 32.626072.
Маяк Толбухин построили по указу Петра I еще в ХVIII веке. Для постройки каменной башни требовалось много времени и ресурсов, а необходимость в маяке была острая, поэтому первоначально сооружение сделали из дерева. Башню из камня построили лишь спустя столетие – в 1810 году. За долгие годы верной службы маяк ремонтировался и перестраивался множество раз. Последнюю реставрацию, включая замену оборудования, провели уже в ХХI веке – в 2018 году.
Современное развитие технологий в сфере навигации отправило плавучие маяки на обочину истории. В России действует лишь один такой маяк – «Ирбенский», и то он является всего лишь музеем. Он открыт для посещения несколько раз в неделю в Калининграде у пристани Музея Мирового океана, который отвечает за его содержание.
Самым высоким маяком считается Лесной Мол Створный Задний, расположенный в северной столице на берегу Финского залива Балтийского моря. 73 метра в высоту (76 метров над уровнем моря) – действительно солидные показатели, придающие маяку величественность.
В этой статье мы рассмотрели наиболее интересные маяки России с фото и описанием. Для всех, кто в детстве увлекался приключенческой литературой и любил фильмы про пиратов, эти береговые сооружения, служащие ориентиром для кораблей, всегда будут овеяны романтикой и неукротимым духом путешествий. Они не только красивы. У каждого из них своя богатая и неповторимая история, да и найти их можно в самых разных местах на территории нашей необъятной страны.