08.02.2024
1972
О чем речь? Культура Алтая насчитывает несколько тысячелетий. Всего на этих землях правили такие империи, как Монгольская, Китайская и Российская. После вхождения региона в состав России, культурная жизнь не закончилась, но приобрела иной вектор развития.
На что обратить внимание? С туристической точки зрения, в Алтае достаточно культурных, этнографических и религиозных памятников. К ним относятся пещеры, идолы и статуи, духовные места и регионы, а также более привычные музеи, храмы и другие архитектурные достопримечательности.
На текущий момент численность алтайцев оценивается примерно в 90000 человек. О них известно много, особенно о культуре и традициях Алтая. О других народностях порой информации намного меньше. В чем причина? Дело в том, что алтайцы являются потомками джунгар. Они вошли в Российскую империю на добровольных началах. В итоге кровопролития удалось избежать. Вторая причина – алтайские племена все время жили на одном месте. Значительные миграции отмечались на территории Казахстана. Именно в нем сейчас проживает порядка 500 алтайцев. Такая группа признана самой большой из проживающих не в Республике Алтай.
Традиции алтайцев развивались согласно их религиозным представлениям. Они считают, что всем миром владеет Дух Хозяин – это седой старик, живущий у кромки небес, на вершине горы. Помогают ему Дух Воды по имени Суг-Ээзи, Ульген, вызывающий грозы, Дух Горы – Таг-Ээзи, хранитель мертвых – Эрлик, Дух Охоты – Алтай-Ээзи. Все они следят за порядком на Земле. Предводителем всех духов является Ульгень.
То есть, дух есть у любого проявления природы. Их обязательно нужно благодарить. Особенно осторожными следует быть с духом огня. Его нужно «подкармливать» салом, хлебом, когда кто-то разжигает огонь. Сжигать в костре мусор, прыгать через него, плевать строго запрещено – алтайцы не будут делать это. Такие действия считаются пренебрежением.
Когда люди приезжают на Алтай, они могут заметить деревья с цветными лентами. Многие туристы тоже вешают их, но не все знают, что это древний обряд, почитаемый алтайцами. Относиться к нему нужно серьезно, соблюдая ряд требований:
Алтайцы всегда строили свое жилье около источников воды. Они уверены, что она обладает уникальными целебными свойствами. В качестве источника силы выступает гора. Каждый год выбирается одна из них, она становится священной. Чтобы дух не разозлился, название почитаемой горы вслух не произносится. Женщины не могут подниматься на нее, а приблизиться к ней могут только с покрытой головой.
В каждом поселении жил шаман. Он считался проводником между миром духов и людей. Его задачи – заниматься исцелением, проводить обряды, советовать, как решить ту или иную ситуацию. Способности от шамана к шаману передавались напрямую по наследству. Самым ценным атрибутом культа признавался бубен – он, как и другие атрибуты, тоже передавался.
Культура Алтая примечательна тем, что опыт поколений передается в качестве песен. Любую историю алтайцы могут пропеть. Такие музыкальные сказания составляют кайчи – особые люди. Они активно применяют горловое пение, иногда играют на музыкальных инструментах – варгане или комусе, топшуре и яткане. Все мастера кайчи почитаются племенем, относятся к ним местные с уважением.
Кухня алтайцев зависела от места их проживания. Если племя жило в степи, оно питалось кисломолочными продуктами, мясом, степными растениями, например, диким ячменем. Таежные племена делали упор на охоту, собирательство, рыбалку. В их рацион входило мясо диких животных, коренья, ягоды, рыба, мед – со своей пасеки.
Алтайцы любят кисломолочную продукцию, поэтому ее ассортимент у них широкий. Готовится она из молока кобыл. Речь идет о сыре – курут, твороге – арчи, сметане – каймак. Из молока племена готовили даже самого – араки, крепкий – тридцатиградусный.
Если не хватало витаминов, алтайцы пили травяной чай.
На праздник они ели канн – кровяную колбасу. Она считалась деликатесом.
После того как алтайцы начали торговать мехами, скотом, они ввели в свой рацион мучные блюда – шарики из теста, которые обжаривались в жиру (подавались с медом), лепешки, которые готовились в золе.
Традиционные наряды женщин и мужчин алтайцев почти одинаковые. Это длинные рубахи с широкими рукавами, воротники на них отсутствуют, брюки, расширенные к низу – могли отшиваться из кожи, ткани. В качестве верхней одежды использовался халат, он имел свободный крой и часто был яркой расцветки, или его могла заменять овечья шуба – обязательно мехом внутрь. Халаты и шубы алтайцы подпоясывали, пуговицы на них отсутствовали. Наряд женщин отличался только наличием декоративной туник с традиционным орнаментом и вышитой росписью.
Головные уборы у южных алтайцев – это меховые круглой формы или цилиндрические шапки зимой и тканевые летом.
Северные алтайцы носили мягкие широкополые шапочки женщины и меховые круглые шапки мужчины.
В качестве украшения для головных уборов использовались ленточки, цветные кусочки меха, хвостики животных.
На ноги алтайцы надевали кожаные сапоги.
Алтайцы, проживающие на севере, научились ткать. Они сами производили материал для шитья одежды. Сырьем выступали конопля и крапива.
В дальнейшем на наряды оказала влияние культура русских. Однако на праздниках до сих пор встречаются женщины в традиционных платьях, украшенных мехом и орнаментом.
Это место считается священным для алтайцев. Белесая мутная вода Чуи очень красиво смешивается с зелеными водами Катуни.
Раньше у этого места было оригинальное название – «Верблюжья шейка». Есть легенда, что когда-то сюда забрели захватчики-китайцы. Часть местного населения, убегая от них, спряталась на островке, расположенном между рек. С собой они взяли скот, и это спасло им жизнь. Ночью, чтобы не замерзнуть, одному из алтайцев пришлось убить верблюда, перерезав ему шею. Он вытащил из него внутренности и лег спать прямо внутри него. Ночью начался сильный град. А когда находчивый алтаец выбрался из животного, он увидел, что все люди и скот убиты, деревья повалены. Алтаец спасся просто чудом, в дальнейшем он рассказал эту историю своим землякам. После этого они начали называть место «Верблюжьей шейкой».
Этот природный комплекс считается важным стратегическим пунктом в истории и значимым объектом в культуре народов Алтая. Он признан символом важнейшего исторического события – соединения алтайцев и русских.
Название вершины Семинского перевала – Дьяал Менку. Именно там, если верить легендам, предки рода майманов (сеока) совершили обряд поклонения после битвы с китайскими захватчиками. В итоге место стало историческим и стало принадлежать определенному роду.
Над рекой Чуей возвышается на 500 метров огромная отвесная скала из мраморизованного белого известняка. В ней находится Большая Белобомская пещера.
Находится она между селами Чибит и Иня, на 742-ом км Чуйского тракта, правый берег реки Чуи.
В древнее время перевал выглядел как узкая тропа. По ним проходили торговцы с навьюченными лошадями. После того как они достигали сложного участка дороги, они оставляли на нем шапку. Так, движущийся за ними человек понимал, что дорога занята – разойтись на ней вдвоем было нельзя. В. Радлов, известный археолог, рассказывал об этом участке дороги так: «Подступы к бону были страшно крутыми. Не меньше, чем на версту дорога шла по гладкой наклонной стене, в итоге переход был опасным даже для тех, кто шел пешком.»
Неподалеку от Белого Бома можно увидеть различные археологические памятники – петроглифы. Здесь есть изображения разных животных – горных козлов, маралов. Также тут находятся гунно-сарматские погребения – курганы.
В результате таких процессов как выветривание и вымывание грунта получились необычные формы рельефа. Чем-то они напоминают грибы. Основная их особенность – огромные камни защищают грунт под собой. Именно по этой причине они настолько возвышаются над землей. «Грибы» растут и сейчас.
Есть легенда, что тот, кто доберется до грибов, продлит свою жизнь на 5 лет. Поэтому у места силы часто встречаются старушки, которые бегают вокруг камней как молодые. С каждым годом к «грибам» отправляется все больше людей. Это позволяет региону развиваться и богатеть за счет туризма.
На перевалах и в горах можно увидеть и конусообразные пирамиды из камней «Обо». Они считаются местом силы и принимают участие в обрядах алтайцев. Осенью и летом моления местные жители проводят на солнечной стороне, на возвышенности. Именно там ставится «Обо таш». После того как на местности было проведено моление, оно становится священным – осквернять его нельзя. Камни «Обо таш» брать с собой запрещается. Кроме того нельзя рубить деревья, на которых развешаны ленты в качестве пожертвования.
На самом деле творение выглядит далеко не как образы женщин. Каменными бабами называют глыбы с лицами мужчин. В алтайском крае их находится порядка 200 штук. Некоторые глыбы были отвезены в Санкт-Петербург и Москву. Считается, что появились они в 8-9 веке н.э. Все изображения лиц разные, даже стиль отличается. Однако представляют они одно и то же. Это огромный камень, на котором видно лицо мужчины или воителя в полный рост. Глаза мужчины широкие, взгляд прямой. Каждая «баба» имеет свой отличительный знак – по нему определяется статус воина.
Одна рука мужчины опущена. В ней находится кинжал или сабля. Они могут располагаться и на поясе. Одеты мужчины как воины, в руке они держат кубок с напитком или чашу. Последняя считается символом участия души в погребении. Изваяния из камня сакральны, обладают особой энергетикой. Они не представляют конкретных людей, скорее их образ. Высота статуй варьируется – от 1,5 до 4 метров. Иногда группы каменных глыб можно встретить около древних поселений. Это говорит о том, что здесь произошли важные исторические события, а глыбы в этом случае относят к одному периоду времени. Изваяния считаются достоянием республики, они напрямую связаны с ее историей, культурой горного Алтая. Глыбы символизируют храбрых и сильных воинов, когда-то проживающих в этой местности.
Археологи до сих пор не понимают, как появились скопления этих каменных глыб. Есть несколько теорий, правда ни одна из них до сих пор не подтверждена. Особое внимание уделяется предназначению глыб. Для чего кто-то когда-то поставил их в определенном месте подальше от селения? Наверняка у них есть особое предназначение. Считается, что они играют важную роль в ритуале погребения. Однако, как ни странное, рядом с ними ни одной кости найдено не было. В далекие времена трупы было принято сжигать. Может быть дело в этом. Некоторые ученые все еще считают, что балбалы связаны с воинами, проживающими в те времена.
Хребты и горы Алтая впечатляют своей красотой. В них находится большое количество пещер, что делает их еще интереснее. Но историческое значение имеет именно Денисова пещера. Она является ярким примером народного духа. В народе ее называют «Медвежьим камнем». Ведь по легенде раньше в ней жил темный Шаман. Он собирал дань со всей округе и терроризировал всех. Даже соседние поселения были вынуждены платить ему. Особенностью шамана было то, что он мог превращаться в медведя и лепить валун, который он направлял на различные селения. Там, где прокатился валун, посевы всегда были испорчены, часто шел дождь, а это означало одно – голод. Все жители молились, чтобы шаман был побежден, призывали на помощь высшее существо.
В итоге божество откликнулось на молитвы. Он победил шамана, завалив вход в пещеру грозовым валуном. Археологи неоднократно проводили исследования камня, но местным жителям это не нравится. Они считают, что если хотя бы кусочек валуна отколется, опять будут идти непрерывные дожди. Но место так и притягивает ученых, потому пещеру и признали исторической. Пещера уже дала ряд ценных находок. Например, благодаря ней было установлено, что в указанной части материка селиться люди начали с 2-3 веков нашей эры. Раньше было мнение, что заселение началось с 1 века нашей эры. Разница отмечается значительная.
Еще один вопрос, о котором вы уже наверняка задумались – почему название пещеры «Денисова»? Дело в том, что в 18 веке в ней жил отшельник по имени Дионисий. Старообрядцы воспринимали его как пастыря. Они посещали его пещеру, приходили за советами и благословением. По этой причине название пещеры стало звучать как «Денисова».
Однажды исследователи кургана на плато Укок нашли захоронение человека с парой коней и двумя ножами. Произошло это в 1993 году. Но под ним они обнаружили еще более интересную находку – настоящую погребальную комнату. Там во льду лежало тело молодой женщины. Сейчас ее называют Укоской принцессой. Кроме нее в комнате было захоронено 6 лошадей. Стольким количеством ценных животных мог обладать только царский род. Сама комната красиво украшена шкурами. Но это еще не все, дальше интереснее.
Девушка лежала в позе спящей, на подушке, сверху была укрыта – это не характерно для захоронений того времени. В комнате с ней были различные женские безделушки, фигурки животных. Все было красиво украшено орнаментами, выполненными из фольги золотого цвета. В ушах девушки находились серьги в виде золотых колец. Руки были покрыты настоящим жемчугом. Есть мнение, что девушка умерла в возрасте 25-28 лет, а причиной ее смерти стал рак молочной железы. Местные называют принцессу «Ак-Кадын» и считают, что она выступает хранительницей подземного мира. Археологи придают находке огромное значение. Так как сама мумия женщины и вся комната находились подо льдами, они прекрасно сохранились.
Бичикту-Каем называют скалу. Она получила звание крепости не просто так. В одной старинной легенде рассказывается, что на скале имеется надпись, чей перевод выглядит так – «Здесь проходила война». В пещере и на скале были обнаружены остатки от настоящей крепости. Если верить легенде, когда-то на местность напали войска врагов. Они убивали не только мужчин, но и женщин. Часть местного населения убежала в гору, люди сделали укрепление в ней. Предводитель монголов по имени Сонака пытался взять крепость, но она не сдалась врагу, оказавшись неприступной. Тогда Сонака приказал войску окружить алтайцев, но его солдаты погибли.
Одна из интереснейших находок истории и искусства – Каракольские писаницы. Ее обнаружили не так давно, в 1985 году, абсолютно случайно. В бронзовую эпоху было принято отображать свою культуру путем нанесения изображений с тем, что происходит вокруг, природы. В итоге часто встречались рисунки с элементами природы, охотой. Но в каракольских писаницах появились уже и божества. В них не только отслеживается тематика сил, но и то, что между западом и востоком в то время отмечалось противостояние. Божества изображались крупными, а из них выходили лучи.
Рисунки животных тоже выглядят необычно. Они большие, вытянутые. Духи выглядят как полуживотные с лапками птиц, рогами. Изображали древние алтайцы и переход души в мир мертвых. Считалось, что если будет нарисовано, как он происходит, духу будет легче перейти из одного состояния в другое. Рисуя смерть, алтайцы помогали духу обрести свой путь, не допускали, чтобы им завладели злые духи. Ритуал считался очень сильным.
Начал работать собор еще в начале прошлого века. Построен он в самом бедном районе города на средства от прихожан. Стиль архитектуры – византийский. Для оформления собора использовались фрески на тему картин Васнецова, Нестерова, Крамского. В период советской власти храм был полуразрушен – уничтожена колокольня, снесен крест с куполов. Но само основание уцелело. В 2011 году была проведена успешная реставрация храма.
В 2003 году одному из самых величественных соборов Алтая исполнилось 100 лет. Православный храм был построен на деньги горожан в русско-византийском стиле. Поражает не только его великолепная архитектура, но и красивое внутреннее оформление. В период советской власти храм пытались разрушить, но ничего не получилось. После войны собор долгое время был единственным храмом, расположенным на юго-востоке Алтая, в котором регулярно проводились церковные службы.
В поселке Колывань расположена одна из важных достопримечательностей Алтайского края. С конца XVIII века мастера, проживающие на Алтае, начали заниматься производством ваз, обработкой мрамора, яшмы, кварцитов. Они изготавливали колонны для дворцов, чаши, камины. Сейчас их изделия можно увидеть в известных музеях во всем мире. Они уникальны и поражают своей самобытностью и красотой. При заводе был открыт музей камнерезного дела. В нем можно увидеть работы камнерезов и коллекцию самых разных камней.
В 2005 году случилась страшная трагедия – в аварии неподалеку от Бийска погиб губернатор края и известный артист Михаил Евдокимов. Не выжили и его водитель с охранником. Спустя год после аварии на ее месте была отстроена часовня. Она получила название часовня Михаила Архангела. Рядом с ней поставили мемориальный камень. На нем есть табличка, а у подножия люди оставляют цветы. Артист прожил всего 47 лет – столько берез было высажено недалеко от камня, по числу лет, прожитых Михаилом.
Стал первым в регионе. Основали его в честь памятного события - 100-летия горного дела на Алтае. Экспонаты, представленные в нем, посвящены промышленности. На текущий момент в нем регулярно проводятся выставки – древний Алтай, история культуры Алтая, природа края. Сотрудники учреждения также постоянно организуют различные мероприятия, образовательные программы для посетителей. Привлекательно выглядит и здание музея. Оно признано достопримечательностью региона. К первой половине 19 столетия музей стал научно-исследовательским. На некоторое время его закрыли для общего доступа. Но с 1913 года опять открыли, он получил новое здание, расположенное по улице Ползунова. Сейчас краеведческий музей Сибири могут посещать все желающие.
В 20 веке на базе зданий был возведен краеведческий музей. Он исполнен в основном в романском стиле – именно в нем были возведены здания, ранее принадлежавшие купцам. В коллекции музея представлены интересные экспонаты, которые относятся к разным направлениям:
Здания, где расположен краеведческий музей культуры и истории Алтая, считаются ценными сами по себе. Они признаны достопримечательностью края. Некоторые туристы приезжают посмотреть именно на них. Бийскому краеведческому музею не так давно исполнилось 100 лет. Сейчас он называется музеем Бианки.
Василий Шукшин – писатель, актер и режиссер, родился в Алтайском крае, Сростки. Село появилось в 1804 году. В музее можно познакомиться с его творчеством, жизнью. В школе можно увидеть выставку, посвященную Шукшину. Василий Михайлович посещал ее в 40-е годы прошлого века. В классе восстановлена обстановка тех лет, развешаны фотографии Шукшина, разложены вещи.
Другая экспозиция, посвященная семье писателя, расположена в доме его матери. Тут тоже сохранена обстановка прошлого – с 1972 года. Частью музея считается дом отчима Шукшина – в нем писатель прожил до 16-летия. В этой части музея находится много вещей, которые помогают представить, каким было детство Василия, его жизнь в те годы. Вблизи села на горе Пикет находится памятник актеру, который снял здесь один из фильмов. К нему тоже постоянно приходят туристы и местные жители, являющиеся поклонниками творчества актера.
В селе Полковниково расположен мемориальный музей Титова – второго космонавта Земли. Он посвящен развитию космонавтики и ее истории в целом. В коллекции музея, собирать которую начал Степан Титов – отец великого космонавта, насчитывается порядка 10 тысяч экземпляров, а именно:
Музейный комплекс занял сразу 2 здания – в новом доме, где все было оборудовано для выставок музея, в школе – в нее когда-то ходил космонавт.
Однажды учитель из Верхнего Уймона решил создать в селе небольшой школьный музей. В экспозиции представлены вещи, повествующие об истории здешних мест, том, как велось освоение мест в XVII веке. В музее можно увидеть кухонную утварь, мебель алтайцев. Здание исполнено в традиционном русском стиле, деревянное.
В селе Верхний Уймон находится дом-музей знаменитого художника. Тут же находятся и его картины. Ряд картин художник написал, путешествуя по Алтаю. Они ценятся местными жителями больше всего. Эти полотна стали известными во всем мире, включая Россию.
В Горно-Алтайске расположен музей, который включает экспозиции, посвященные природе края. Есть в них экспонаты, имеющие культурно-образовательное наследие. В основе экспозиции лежат коллекции археологических экспонатов, которые были приобретены еще в 1918 году. Музей открылся в 1920 году. Сейчас численность его экспонатов составила 60 тысяч штук.
Этот комплекс русской культуры знаменит на весь край. В нем постоянно проводятся программы, ориентированные на показ традиционных культурных ценностей, приобщение гостей и жителей региона к изучению традиций. К слову, последние очень интересные.
Функционирует «Десятиручка» с 2006 года. Обычно в ней проводятся мероприятия для детей – игры, мастер-классы. В ходе последних дети учатся различным видам рукоделия, шьют традиционных кукол, пекут пряники, потом расписывают их.
Называется комплекс, расположенный в Чепош, по имени одной из обрядовых кукол. Она выглядит как женская фигура, у которой 10 рук. Это оберег, призванный оказывать помощь по хозяйству.
Если вы приехали в регион с детьми, можно посетить культурные и этнографические музеи в Бийске, Барнауле и других городах, увидеть такие достопримечательности, как Балбы.
Особое внимание уделяется таким достопримечательностям региона как Алтайский государственный заповедник и Горно-Алтайский Музей. Из природных достопримечательностей следует отметить гору Белуха, хребет Катунский – отлично подходит для горных лыж, озеро Телецкое с живописными горами, река Катунь – на ней можно заняться рафтингом.
На территории Алтайского края находятся памятники, которые были возведены в период Отечественной войны. Например, это Мемориал Славы, расположенный в Барнауле. Он был открыт в 1971 году, 9 мая, на Привокзальной площади. Выбор места обусловлен тем, что именно отсюда матери провожали на фронт своих сыновей. Мемориал создан с целью почтить память всех матерей, которые остались без сыновей, и всех погибших из-за войны солдат. Центральная скульптурная группа называется «Прощание». Она изображает мать, которая провожает сына. Вся скорбь от происходящего отражается в ее позе и жестах.
Алтай может похвастаться разнообразной культурой. Здесь каждый турист найдет что-то себе по душе: насладиться уникальной красотой природы, которую больше нигде не встретишь, взобраться на священную гору, посетить музеи или зайти в древние пещеры.