16.08.2024
1255
О чем речь? «Город мертвых» в Северной Осетии повидал не одну кровопролитную войну и эпидемию страшных болезней. Он стал крупнейшим средневековым некрополем, раскинувшимся на живописных холмах кавказских гор.
Что учесть? Не только красота долины и шум бегущей реки привлекают археологов и путешественников в это загадочное место. Они преодолевают расстояния, чтобы увидеть своими глазами место погребения более десяти тысяч человек и разгадать мрачные тайны заброшенного городка, многие века охраняющего сон мертвых, где каждый камень — свидетель людских горестей и мук.
«Город мертвых» в Северной Осетии находится в 40 километрах от Владикавказа. Совсем рядом склон величественной горы Раминырах, а также Даргавское ущелье, по которому протекает река Кизил-дон (иначе называемая Красной рекой). Считается, что она положила начало появлению в этой местности Даргавского некрополя.
Воды реки окрасились в красный цвет из-за обилия крови, которую проливали воины-аланы, сражаясь в 1395 году с татаро-монгольскими войсками за свою свободу.
Первые не смогли выстоять под напором противника, поэтому были вынуждены переселиться в горы. Они поселились в пяти здешних ущельях. Пространства для вольной жизни не хватало, местные говорили по этому поводу следующее: «Клочок земли, где стоит большой бык, стоит столько же, сколько и этот бык». И это в то время, когда скотина считалась гораздо ценнее денег.
Для того чтобы сэкономить во время похорон родных и близких, было решено делать это вдали от немногочисленных плодородных земель. Выбор пал на скалистый склон, где не было пашни и травы для выгула животных. Так и появились первые усыпальницы в «Городе мертвых» в Северной Осетии у Даргавского ущелья.
Пространство под захоронения было выбрано удачно. Во-первых, площадка сухая, без водных застоев, а значит, захоронения не подтапливались. Во-вторых, пространство вокруг со всех сторон продувается ветрами, что обеспечило некрополю длительное существование.
Спустя 700 лет ученые-археологи находят здесь сохранившиеся останки, пригодные для исследований. В это место стекаются все туристы и деятели науки, желающие познать историю древних народов.
Всего внутри «Города мертвых» в Северной Осетии 95 склепов. Они сделаны из камня, стены толщиной в 75 сантиметров снаружи покрыты штукатуркой. В некрополе есть и наземные, и полуподземные гробницы.
Практически все склепы, стоящие на поверхности, схожи между собой. Они имеют форму куба, а крыши оформлены в виде пирамидок с множеством ступеней. Некоторые имеют двускатные крыши. Даже при сильном ливне вся вода стремится вниз, не застаиваясь и не проникая внутрь гробницы.
Внутри располагаются ярусы, а между ними — деревянные перекрытия. На них и ставили гробы, которые были выполнены в форме лодок. Примечательно, что каждый такой гроб делали точно по форме покойника. Считалось, что им понадобятся эти лодочки в загробном мире, когда те будут вынуждены переплывать реку забвения.
Полуподземные гробницы чуть больше, их внутренняя длина достигает 8 метров. Они строились в один или два яруса, что помогало сэкономить место для новых захоронений. Если могильник переполнялся, мертвых спускали ниже, а свободные полки над ними использовались по назначению.
Такая система позволяла захоронить в одном склепе около 100 человек, а всего в «Городе мертвых» были обнаружены останки более 10 тысяч усопших.
При постройке склепа формировали специальное квадратное отверстие, через него заносили умершего в его последнее пристанище. В тех гробницах, что над землей, таких отверстий делали по количеству ярусов. После обряда эту импровизированную «дверь» загораживали камнем или деревянной доской.
Дверцы закрывались не только снаружи, но и изнутри. Современники недоумевают, для кого это было сделано. Во времена эпидемии холеры в этих склепах добровольно жили заразившиеся, чтобы не передать смертельно опасную болезнь своим близким.
Никакой особенной планировки постройки склепов не было, все настраивалось хаотично. Старались только оставлять не очень широкие тропинки для проходов от одного сооружения к другому. Фасады смотрят в разные стороны, хотя лазы старались делать в основном на солнечной стороне.
Захоронить умершего в Даргавсе стоило приличных сумм. К примеру, стоимость одного краеугольного камня равнялась барану. Нетрудно догадаться, что большая часть гробниц принадлежала богатым аланским семьям. Опять же, только они могли позволить себе предоставить для постройки склепов молоко, яйца, сметану и т. д. Эти продукты питания были отличным строительным материалом, так как их смесь придавала сооружению дополнительную устойчивость, приятный запах и текстуру.
Вместе с этим в процессе постройки была задействована такая инновация, как система естественной вентиляции. Пространство в склепах хорошо проветривалось, потому останки сохранились в идеальном состоянии для исследований.
Те, кто единожды был в «Городе мертвых», привозят массу впечатлений. Не каждый день увидишь склепы, где лежат кости, черепа и мумии реальных людей, которые когда-то ходили по земле, пасли скот, занимались обыденными домашними делами, но несколько сотен лет назад. Все настолько наглядно, что по останкам можно определить, женщина, мужчина или ребенок был похоронен в том или ином склепе.
Древние Аланы придерживались мнения, что после смерти человек переселяется жить в другое место. Поэтому в последний путь провожали со всеми почестями. Женщин хоронили в лучших нарядах, а мужчин снаряжали по-военному, даже клали в усыпальницу его оружие.
Трудно поверить, но в загробный мир «отправляли» с мужчиной и коня. Нет, его не убивали и не хоронили заживо. К полке с отверстием для воздуха внутри склепа привязывали скакуна, рядом размещали факел, зажигали поминальный огонь и оставляли животное на ночь. Спустя время следовало отпустить коня на свободу, не отдавая в чужие руки и не продавая.
Аланы представляли смерть в виде возвращения в утробу матери. Чтобы душа освободилась из бренного тела, на грудь покойному помещали клочок шерсти или пакли, а потом поджигали его. Спустя сутки после погребения рядом с усыпальницей следовало развести костер, огонь для него брали из домашнего очага.
Как уже упоминалось, во время холеры (XVIII век) это место стало еще более знаковым для местных. Зараженные принимали волевое решение переселяться в усыпальницы, дабы их родные не заразились страшной болезнью. Кормили их через небольшое окошко, откуда к ним и поступал воздух.
Если зараженный не забирал посуду или не выставлял ее пустую после трапезы, это означало его кончину. В этом случае к склепу никто больше не подходил. В процессе изучения гробниц находили скелеты людей, умерших в сидячем положении. Известен только один случай, когда заболевший смог самостоятельно исцелиться и вернуться к прежней жизни.
Считается, что во время эпидемии возникла поговорка: «Всякий, кто из праздного любопытства рискнет проникнуть в склеп, поплатится жизнью». Никто не знает, когда на одной из усыпальниц появилась фраза на осетинском языке: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Тот, кто ее сделал, остался неизвестен обществу.
Тайн и легенд вокруг «Города мертвых» в Северной Осетии очень много, все они захватывают дух.
Например, легенда возникновения этого места. Из ее текста можно узнать, что Даргавс образовался после эпидемии чумы, которую на местных жителей наслала одна могущественная колдунья. Это была им страшная месть.
Хранители легенд Даргавса рассказывают, будто бы к их предкам пришла красивая женщина, которая сразу же завоевала внимание всех местных мужчин. В борьбе за ее любовь они склоняли головы, даже старики теряли рассудок. Женщины решили выгнать ее за пределы селения, прозвав ведьмой. Но мужчины посчитали, что такая красота не должна достаться никому иному, поэтому убили несчастную.
После этого все столкнулись со страшным мороком. Земля перестала принимать тела умерших, покойников неведомая сила «выталкивала» на поверхность. Потому и стали строить склепы, чтобы умершие смогли хотя бы там найти последнее пристанище. Историки же утверждают, что чумы в этой местности никогда не было, исключительно холера.
Есть и не такая старинная, но тоже интересная история, которая рассказывает о появлении той самой надписи на одном склепе: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Ее оставил мудрец, который хотел напомнить всем ныне живущим о скоротечности времени и о том, что память об умерших нужно беречь в своих воспоминаниях.
В СССР сюда активно приезжали туристические группы из разных частей страны. Одним было интересно полюбоваться на исторические памятники, другие же ехали сюда за уникальным архитектурным наследием, а археологи изучали прошлое народа Осетии.
Сейчас в «Городе мертвых» тоже есть немало интересных для просмотра мест и вещей.
Этот некрополь уникален прежде всего своими размерами. Нигде больше не встретишь такой, в котором насчитывается 95 склепов. Из-за своей уникальности Даргавс охраняется ЮНЕСКО. Археологи проводят тут много времени, поскольку это для них особенное место.
Невозможно вообразить, но за десятки лет изучения местности тут было обнаружено более 1500 погребальных предметов. По ним историки составляют полноценную картину духовной и материальной жизни предков-аланцев.
Находили и керамическую, и стеклянную посуду (кружки, кувшины, графины), а еще ювелирные украшения (кольца, серьги, ожерелья) и оружие (ножи, кинжалы). Все изделия уникальны, сделаны были руками настоящих мастеров своего дела. Видно, что древние гончары, стеклодувы и кузнецы идеально выполняли отведенную им работу.
У древних аланов была необычная традиция. Во время погребения усопшего пришедшие подбрасывали монеты. Если хотя бы одна падала на камень, это становилось символом успокоения ушедшей души.
Этих монет было сохранено на территории «Города мертвых» много. Из-за гнусных помыслов и жажды наживы некрополь часто подвергался нападкам мародеров. Страшно представить, но даже современники предпринимают попытки унести с собой в качестве ужасного сувенира кости. Власти постоянно борются с преступниками.
Все строения на территории некрополя хранят загадки прошлого и неизведанные тайны.
Одна из башен возвышается над древнейшим кладбищем. Это сторожевая башня Аликовых. С течением времени она стала разрушаться, но некоторые туристы все же набираются смелости и поднимаются на огромную высоту башни, чтобы с высоты птичьего полета взглянуть на местность.
Рядом стоит еще одна башня — «Башня кровника». По легенде ее возвел мужчина, который хотел защитить себя и семью от недругов. Он прибегнул к тактике «Хочешь мести — выкапывай пару могил». Мужчина построил ее, надежно спрятался и уничтожал всех, кто пытался до него добраться. Однако когда все противники канули в небытие, он остался один и потерял смысл жизни.
Сейчас эта башня располагается на возвышенности Шау-Хох, оттуда открывается невероятно красивый вид на аул, расположенный рядом с водохранилищем Гизельдонской ГЭС.
Многие задаются вопросом о том, как доехать до «Города мертвых» в Северной Осетии.
Для начала следует добраться до Владикавказа, это можно сделать на самолете. В Даргавс ходят автобусные рейсы № 115 и 235 от Центрального рынка. От села придется пройти пешком еще около 25 минут.
Последний отрезок пути также можно преодолеть на такси. У местных водителей есть два излюбленных маршрута. Первый проходит сквозь поселок Верхний Фиагдон, мимо Аланского мужского монастыря и башни царевича Тага. Это местная знаменитость. Царь Тагаур (его полное имя) по местной легенде стал родоначальником девяти местных знатных родов.
Второй маршрут пролегает мимо Кармадонского ущелья, где и произошла трагедия с талантливым и безвременно ушедшим Сергеем Бодровым и его коллегами.
Многие посетители забывают, что «Город мертвых» — не просто туристическое пространство, а святое место, где упокоены предки десятков тысяч осетин. Следует уважительно относиться к памяти умерших, а потому нельзя:
Нужно учесть, что для покупки билета лучше позаботиться о наличии купюр в кошельке. Онлайн-оплата часто не работает из-за особенностей местности.
Недалеко находится печально известное Кармадонское ущелье. Здесь в начале 2000-х годов сход ледника Колка унес жизнь известного актера и режиссера Сергея Бодрова и людей из съемочной группы, которые прибыли в эти места по работе. Поклонники приезжают, чтобы поклониться мемориалу, возведенному после трагедии.
Особый вид открывается на Куртатинское ущелье и Верхний Фиагдон. Совсем рядом располагается Аланский Успенский мужской монастырь, двери которого всегда открыты для паломников и туристов.
«Город мертвых» — не единственная усыпальница на этой территории. Тут есть еще «Надземный склеп», расположенный близ села Кобан, а также некрополь «Хуссар Хинцаг».
История «Города мертвых» в Северной Осетии привлекает многих туристов. Местные жители всегда рады интересу других народов к своему прошлому. Важно не забывать, что это место, где нашли упокоение тысячи людей, а значит, надо вести себя на территории Даргавса почтительно, со всем уважением, следуя многолетним традициям местного народа.