18.12.2024
973
О чем речь? Дворы Санкт-Петербурга – не просто пространства между домами, а отдельные миры с богатой историей и уникальной архитектурой. Каждому из них свойственна неповторимая атмосфера, а на экскурсиях можно узнать о забавных и трагических событиях, которые передаются из поколения в поколение местными жителями.
Какие есть? Основной отличительной чертой петербургских дворов является форма колодца. Такие дома строили с целью экономии земли. Главные особенности – ограниченная освещенность и замкнутость пространства. Несмотря на то, что исторически они являлись частью хозяйственной жизни, современное использование дворов-колодцев поменялось: сейчас здесь оборудуют разные площадки, например, небольшие зеленые зоны или места для встреч.
Все мы привыкли к тому, что Санкт-Петербург всегда прекрасен и выглядит празднично в любое время года. Даже у путешественника, обогнувшего земной шар и видавшего многие чудеса света, петербургские неповторимые дворцы и замки, величественные соборы и храмы, очаровательные парки и скверы, музеи, мосты, каналы и площади вызовут изумление и неподдельный восторг.
Всегда неподражаемая и прекрасная Северная столица очарует вас своей историей, заинтригует видом неподражаемых улиц и переулков, красотой архитектуры. Оказавшись здесь, вы навсегда полюбите этот город, как и миллионы других туристов. А если вам повезет застать солнечные деньки, то вы поймете, что нет в мире городов, равных Санкт-Петербургу.
Конечно, как и многие другие места мира, город бывает разным – волшебным, прекрасным, неподражаемым, но может показать себя и с другой стороны… Как и у любой медали, здесь две стороны, и, если медаль вполне приглядна, как ни поверни, то про Петербург так сказать можно не всегда.
Сможет ли город на Неве заворожить иностранца или нашего отечественного туриста соей обратной стороной – лабиринтами дворов-колодцев, скрытыми от глаз укромными местами внутри двора, сквозными проходами?
Не каждый, праздно гуляющий по парадным улицам города, понимает, что буквально в нескольких метрах, если просто свернуть за угол, можно найти мир петербургского закулисья. Вы не поверите, когда увидите дворы с домами, похожими друг на друга после типового ремонта, ворота с кодовыми замками – то есть сплошь ограничения и обезличенность. Как такое возможно в центре города с легендарной историей?
Дома будто супруги в неравном браке: она – красавица дворянка, а рядом он – бывший крепостной, удалой красавец. Или, напротив, он – княжеского рода, она – обычная девчонка без регалий, он – стареющий, она – юна и восхитительна!
Но давайте взглянем на все это без метафор. Заглянем во дворы Санкт-Петербурга, пройдемся по трущобам города на Неве, погрузимся в романтику дворов – колодцев. Здесь все смешано воедино: видавшие виды обшарпанные стены, «упоительные» запахи, бездомные коты и кошки, водосточные трубы с их журчанием в непогоду. Сплошная проза жизни…
За великолепными парадными фасадами Санкт-Петербурга прячутся незамысловатые, угрюмые дворы-колодцы. Они удивят вас спецификой архитектуры и покажут другой лик города на Неве. Вы будто очутитесь в литературном произведении 19 века, где в любой момент из-за угла может появиться Раскольников, а в одном из окон покажется Акакий Акакиевич.
Многим кажется такое расположение домов насмешкой над жителями города, ведь и без того в малосолнечном Петербурге в окна таких домов почти не попадают лучи солнца, а окна, смотрящие прямо друг на друга, делают личную жизнь каждого достоянием всего двора. Именно Петр I приказал строить дома сплошным фасадом, потому как в новой столице земля начала быстро дорожать.
Строить П-образные дома было очень непредусмотрительно в плане экономии. Те помещения, которые выходили во двор, использовались в качестве хозяйственных хранилищ, квартирантов в них не было. Со временем домовладельцы стали сдавать и эти маленькие каморки для проживания, чтобы получить дополнительную прибыль. Сырые помещения, которые с трудом назовешь комнатой, с минимум освещения, а тем более солнечного света оставляли свой след на самоощущении проживающих. Возможно, именно в такой каморке приходил в отчаяние герой «Преступления и наказания», от чего и пострадала старуха-процентщица.
С приходом советского времени, всех, кто жил в бараках и подвалах перевели в дома с закрытыми дворами. Переселенцы были рады получить и такое жилье. Тем более, что благодаря «колодцам» была защита от постоянных пронизывающих ветров, скрыться от которых было нереально на проспектах и площадях города.
Но, несмотря на такой плюс, проживание в лабиринте проходных дворов сложно отнести к идеальному. Туристы порой не понимают, как возможно во всех этих пролетах и закоулках найти необходимую парадную. Жители же страдают от самих путешественников, пытающихся запечатлеть все красоты специфических строений вместе с их жильцами, и от маргиналов, скрывающихся от посторонних глаз в здешних лабиринтах. Выходом стало – поставить глухие ворота на вход во многие дворики Санкт-Петербурга. Это защищает от незваных гостей и делает невозможным экскурсии по непарадному Санкт-Петербургу.
Самые необычные дворы Санкт-Петербурга сегодня являются достопримечательностью наравне со Спасом на Крови и Медным всадником. Например, дом в виде кольца, который находится на Набережной реки Фонтанки № 92. Когда-то, в 19 веке, купец Устинов поставил перед архитектором непростую задачу: выстроить в центре двора-колодца жилой дом так, чтобы он не препятствовал попаданию солнечного света, имел свою территорию и выглядел эстетично. Архитектор был профессионалом своего дела, поразмыслив, он выбрал древнейшую форму человеческого жилья. Сферическое здание стало любимым местом для путешественников, а старожилы утверждают, что, если внутри «кольца» загадать желание, оно непременно сбудется!
Можно в городе на Неве попасть даже в сказку. Дом № 2 по улице Чайковского лучше навестить в солнечный денек. Стены дома, детская площадка и даже поребрики щедро отделаны разноцветной мозаикой, которая в лучах солнца переливается разными оттенками и сияет. Постарался над этим произведением искусства Владимир Лубенко совместно с художниками Малой Академии искусств.
Желание мастеров своего дела сделать прекрасный город еще краше рождает скульптуры в стиле Гауди. Гордые львы, добрые ангелы, котики и люди с удовольствием позируют тем туристам, кто прознал о существовании такой красоты.
Неплохо бы иметь отдельный путеводитель по дворам Санкт-Петербурга! Много адресов вошли бы в него, например, Пушкинская 10. Каждый поклонник Ливерпульской четверки обязательно придет сюда, чтобы запечатлеть себя на фоне желтой подводной лодки. А вот на Васильевском острове проживает чудесный дракон с добрым сердцем, достаточно пройти на 8-ю линию к дому 23, чтобы с ним встретиться. На Набережной реки Фонтанки 50, на самом верху, на крыше есть личный домик для Карлсона, мужчины в самом расцвете сил. Бывая в Петербурге, он обязательно в нем останавливается. Петроградская сторона славится своими лабиринтами сквозных дворов. Если вы являетесь поклонником сериала «Бандитский Петербург», то для вас вполне возможно составить полноценную экскурсию, наполненную атмосферой фильма. Если вы литературовед, обязательно изучите собрания Достоевского, найдите все адреса и отправляйтесь в путь по миру «тварей дрожащих», вы будете впечатлены, поверьте.
Думаю, вы уже поняли, что не только парадный город может вас приятно удивить. Возможно, попав во внутренние дворы Санкт-Петербурга, вы узнаете не меньше интересного и удивительного!
В Санкт-Петербурге во все времена был дефицит свободной земли, потому что город был воздвигнут на болотистой местности. Здесь не было привычных русских просторов, на которых мог бы развернуться огромный дворец или усадьба. В целях экономии площади Петр Первый принял решение строить город, как в Голландии, «фасад к фасаду». Так и возникли в городе таинственные «колодцы» – один из символов Петербурга.
Давайте поподробнее изучим адреса самых интересных дворов Санкт-Петербурга.
Адрес: Малый проспект Петроградской стороны, 1Б.
Если добираетесь на метро, то ваша станция – «Спортивная». Войти во двор-восьмиугольник можно с Большого проспекта Петроградской стороны, 6. Но все непросто – чтобы попасть в нужный двор, сперва пройдите через тот, в который попали.
И вот вы во дворе доходного дома Николая Занина. Он поражает своей непривычной для здания формой – правильный восьмиугольник. Центр дворовой территории украшает чугунное дерево.
Коренные жители прозвали этот легендарный перекресток «Пять углов», адрес дома – улица Рубинштейна, 40/11.
Ближайшие станции метро – «Владимирская» и «Достоевская».
Двор является закрытой территорией с домофоном, если хотите туда попасть, запаситесь терпением и подождите, пока вас кто-то пустит.
Доходный дом антиквара Ш. Иоффа имеет такую форму «колодца», что, если взглянуть вверх можно увидеть очертания, напоминающее голову котика.
Адрес: Рубинштейна, 15-17.
Ближайшие станции метро – «Владимирская» и «Достоевская».
Несмотря на то, что дом имеет закрытую территорию, оснащен домофоном, сюда часто водят экскурсии, с которыми вы можете проскочить внутрь.
Привычные старинные Петербургские дворы-колодцы темные и узкие. Но этот двор не похож на другие. Здесь просторно, можно увидеть непривычные урбанистические приемы и архитектурное убранство. Здесь располагается доходный дом родственника известного писателя, М.П. Толстого.
Можно найти по адресу: Захарьевская улица, 23. Ближайшая станция метро – «Чернышевская».
Петербуржцы с любовью называют этот дом египетским. Некогда им владела Л. И. Нежинская, супруга статского советника Нежинского. Здание привлекает внимание своим экзотическим фасадом, украшенным скульптурами египетских богов, изображением пирамид и эпизодами из истории Египта. Двор внутри не так живописен, но на внутренней стороне дома тоже можно встретить египетскую символику.
Можно посетить по адресу: Большой проспект Васильевского острова, 15/ 4‑я линия, 5.
Очутившись здесь, вы попадаете в крошечную локацию размером 2 на 1,5 метра. Это одно из самых загадочных мест непарадного Петербурга. Говорят, здесь живут духи, а также можно загадывать заветные желания.
Этот двор, защищенный стенами со всех сторон, с металлической решеткой наверху, однажды прославился после телевизионной передачи с артисткой Светланой Сургановой. Она поделилась со зрителями, что именно там она загадала свое заветное желание. Чтобы это сделать, нужно остановиться в центре двора, поднять голову вверх и, как выразилась Светлана, «отчаянно возжелать».
Парадные этого дома, построенного еще в 1870-х годах, тоже имеют свои тайны. В начале ХХ века здесь проживал Николай Рерих. Он, как гласит легенда, проводил в этом историческом здании спиритические сеансы.
Популярны в Санкт-Петербурге и «дворы Капеллы». Они представляют собой комплекс четырех проходных дворов, которые создают так называемый клин. Широкий его конец начинается у Набережной реки Мойки, а острый уходит в Большую Конюшенную улицу.
Проезд между двумя жилыми корпусами ведет нас в парадный двор концертного зала Капеллы. Еще вы здесь найдете Царский Павильон. Он был разрушен вследствие бомбардировок в годы Великой Отечественной Войны, но позже отреставрирован заново. Форму клина этот участок имеет еще со времен Петра Великого, когда берега Мойки были обозначены на карте юной столицы Российской Империи.
В начале XIX века эта земля была выкуплена в пользу придворных хористов по прошению директора Капеллы Д. С. Бортнянского. До того момента артисты жили у Адмиралтейского канала, а репетировать приходили в Зимний дворец. Певчие часто простужались вследствие долгих ежедневных прогулок, которые приходилось совершать независимо от погодных условий, а они не всегда были приемлемы для пешей ходьбы. Особенно страдали музыканты детского возраста. Когда Капелла обрела целую систему строений, хористы смогли не только репетировать и выступать на месте, но также проживать в прилегающих постройках. Многие великие композиторы овладели здесь мастерством музыкального искусства.
Таким образом дворы Капеллы отлично вписались в топонимику Петербурга, объединив Дворцовую площадь с Большой Конюшенной улицей, особенно после возведения Певческого моста через реку Мойку в 1840 году. А уже в 1999—2000 годах эта территория была модернизирована и эстетически оформлена. Усилили ее привлекательность для туристов одноименный маленький отель, уютное летнее кафе и концерты, которые бывают даже бесплатными.
Одна из оригинальных архитектурных деталей Санкт-Петербурга – подвесной двор. Встретить его можно в исторических постройках. Что значит подвесной? Вы вроде стоите во дворе, но не на земле, а «в воздухе» – на крыше технического помещения. Само помещение держится на сваях. Под подвесным двором находится пустое пространство, которое когда-то предназначалось для хранения угля или дров. Сейчас там либо пусто, либо проходят коммуникации.
Примером такого интересного двора в центре Санкт-Петербурга является дом Юлиана Бака на Кирочной улице, дом 24.
Не все дома Санкт-Петербурга, привлекательные с виду, имеют необычный или очень красивый двор. Дом на Кирочной улице, 24 со стороны ничем не выделяется среди прочих, но, если зайти внутрь, вам не захочется покидать его территорию. Дом Юлиана Бака, по происхождению еврея, был отстроен в 1905 году. Это человек являлся основателем газеты «Речь» и был инженером путей сообщения. Лицевая сторона дома была оформлена в эклектическом стиле с элементами модерна, который привнесен в виде нескольких декоративных элементов: решетки с растительным орнаментом и козырька а-ля ракушка.
Сам двор выполнен в виде лабиринта и похож на муравейник. Там есть воздушные галереи, которые служат соединением двух корпусов дома – дворового и фасадного. Это дало возможность жильцам использовать вход одной парадной, в которой располагался лифт. Если углубляешься внутрь двора, то начинаешь сомневаться, где ты находишься и откуда ты заходил. Балконы дома выходят друг на друга, тем самым напоминая Италию. Конечно, чтобы все это выглядело более радужно, очень не хватает солнца. Редкостью для Петербургской архитектуры является наличие подвалов под двором.
В этом доме в свое время проживал и занимался творчеством Лев Бакст, он писал для Дягилевских сезонов. В наше время двор-муравейник использовали для съемок сериалов и фильмов.
Можно найти по адресу: ул. Полозова, 6. Станция метро «Петроградская».
Оказавшись в этом дворе, вы окунетесь в волшебную феерию красок с привкусом сюрреализма. Яркие цвета повсюду: граффити, парящие на высоте человеческого роста самокаты и велосипеды, автомобили и прочие украшения двора.
Каждая стена дома как произведение искусства – оформлена с помощью граффити в ярких тонах. Над своими головами вы увидите парящие велосипеды, самокаты, которые надежно закреплены выше уровня человеческого роста. Если пройдете в центральную часть двора, увидите две машины «Жигули». Они так же окрашены в яркие цвета. Если на них взобраться, можно рассмотреть каждый уголок двора сверху. Вы увидите всю его неординарность и красоту.
Создатель данного арт-проекта – житель этого двора, поэт и бард Нельсон. Двор, собственно в честь него и назван. Нельсон не устает вносить все новые и новые элементы декора в пространство двора – животные, куклы и прочие объекты постепенно заселяются сюда и мирно живут, радуя глаз.
Сюда вы попадете, если придете по адресу: Невский проспект, 11/2, метро «Адмиралтейская».
Еще один интересный для посещения двор Санкт-Петербурга расположился напротив метро «Адмиралтейская». Его название – Птичий. Все оформление здесь связано с пернатыми. Как только вы очутились в этом дворе-колодце, вас окружат птицы, занятые разными делами: кто-то создает гнездо для будущего потомства, кто-то наблюдает за вами, сидя на фонаре. Но и реальные птички здесь в почете – повсюду кормушки, домики, скворечники, двор будто приглашает всех пташек к себе в гости.
Вход во двор свободный, но есть одно неудобство – вся внутренняя территория заставлена машинами.
Еще один двор Санкт-Петербурга достоин быть включенным в ваш маршрут: ул. Итальянская, 29, метро «Гостиный двор».
В самом центре города на Неве располагается Итальянский дворик. Такое название он получил благодаря интересному специфическому оформлению, а не из-за того, что находится на одноименной улице. Ведь самый выдающийся и яркий элемент, который он имеет – это Римский Колизей.
Итальянская улица получила свое название из-за располагавшихся здесь ранее Итальянского сада и дворца. Вплоть до 1902 года она именовалась Большой Итальянской, но в советские времена была переименована в честь большевика А.С. Ракова.
Адрес, по которому вы попадете в сказку: ул. Правды, 8, метро «Владимирская».
Один из самых красивых дворов Санкт-Петербурга, который окунет вас в сказку, находится здесь. Этих героев знают и взрослые, и дети. Чтобы их встретить, вам не придется долго идти по дорожке из желтого кирпича, достаточно зайти в этот дворик.
Адрес: ул. Жуковского, 6, метро «Площадь Восстания».
Не каждый, идущий мимо этого, казалось бы, непримечательного дома, может подумать, что в его дворе живет сказка. Персонажи знаменитой поэмы «Руслан и Людмила» встретят вас в этих владениях, но самое главное котики и кошечки. Много-много обитателей семейства кошачьих. Почему они здесь есть в таком количестве, мы не знаем, но на сегодня это самый «кошачий» двор из всех в Петербурге. Под деревом с ученым котом притаилась тихая детская площадка.
Вход во двор свободный, именно поэтому, кроме сказочных обитателей и котов, можно встретить нетрезвых граждан, которые их подкармливают.
Найдете по адресу: Литейный проспект, дом 46.
Представляем вам двор-сад, именуемый в народе как «Сен-Жермен». Находится он у здания, выполненного в стиле неоренессанс. В течение времени менялся облик домов, а вместе с ним преображалось и дворовое пространство. Архитектор Александр Пель является «родителем» этого дома, а вот Александр Хренов в 1908-1912 годах перестроил его, оформив в ренессансном духе.
Теперь дом имеет трехарочный въезд, а над ним со стороны двора установлены три майоликовых медальона. Лоджии и балконы в итальянском стиле дополняют образ в совокупности со скульптурами богини Минервы и двух меценатов эпохи возрождения: Лоренцо Медичи из Флоренции и Бартоломео Коллеони из Венеции. Все они покрыты майоликой и окрашены в такие оттенки, в какие было принято раскрашивать скульптуры в Древнем Риме.
Надписи на фасаде на латинском языке гласят: Domus propria domus optima (Свой дом — наилучший) и Dies diem docet (День учит день). Они принадлежат тому времени, когда дом был собственностью семьи инженера и нефтепромышленника Павла Гукасова (Гукасянца).
По сути своей этот двор является скромным садиком, на месте которого в XIX веке находилась оранжерея. Но архитектор Хренов создал здесь овальный сад с фонтаном. В честь парижского аббатства и дворца в советское время народ назвал этот двор «Сад Сен-Жермен» и «Сад Пале-Ройяль».
Очень любили этот дворик посетители заведения «Сайгон». Борис Гребенщиков говорил, что в их прогулочных маршрутах, кроме чьих-то дворов и квартир, был и двор-сад «Сен-Жермен». Ходят слухи, что именно они и дали такое название этому дворику.
Находится по адресу: 8‑я линия Васильевского острова, 23.
Еще в начале 1980-х годов в этом дворе поселилось мифическое существо, жутковатое, но бесстрашное и красивое, вот уже более 40 лет оно надежно «охраняет» покой жителей этого дома. Говорят, что появился здесь дракон благодаря одному из жителей дома, скульптору.
Когда-то этот талисман двора был оранжевого цвета, сегодня он зеленый, но от этого не менее симпатичный. Особенностью этого персонажа является то, что одна голова у него драконья, с настоящей пастью, а две другие – змеиные. Обычно это вызывает у многих улыбку. Местные называют его Васькой, а туристы считают его очень эффектным и солидным.
Адрес: улица Блохина, 15.
Если вы поклонник Виктора Цоя или просто выросли на его песнях, не пропустите это культовое место! Почитатели отечественного рока знают, что «Камчатка» — двор известного дома, в подвале которого Виктор Цой трудился кочегаром во второй половине 1980‑х годов. Здесь располагается одна из главных локаций для знакомства с питерским стрит‑артом. Причем найдете вы на стенах не только граффити, посвященные лидеру группы «Кино», но и послания фанатов своему кумиру, выполненные маркерами.
Когда рассмотрите все внимательно, запечатлеете на свои фотокамеры, спускайтесь в подвал бывшей котельной. Вместо нее здесь настоящая экспозиция, посвященная легендарной группе. Инсталляции созданы из экспонатов, которые являются не только личными вещами Виктора Цоя, но также и его друзей, которые трудились здесь вместе с ним над музыкой и песнями.
Адрес: Гатчинская улица, 23-25.
Хотите оказаться в одном из лучших дворов Санкт-Петербурга, который окунет вас в творчество японского аниматора-сказочника? Некогда этот уголок находился в одном из дворов на Васильевском острове. Но в 2023 году вся эта красота переместилась в Петроградский район.
Этот замечательный проект воплотили в жизнь актеры уличного театра «Небесные бродяги». Зеленую зону двора заселили самые известные персонажи мультфильмов Миядзаки: Тоторо и Поньо, Кики и Кальцифера, Котобуса и Пугала‑Репки. Все это смотрится так атмосферно, что никто не сможет уйти, не сфотографировав себя на фоне каждого обитателя сада.
Найдете по адресу: Пушкинская улица, 10.
К появлению этой достопримечательности Санкт-Петербурга приложил руку местный фанат группы Битлз Николай Васин. Начал он с того, что повесил в своем дворе табличку, созданную собственноручно – «Улица Джона Леннона», над ней разместил указатель со стрелкой, направленной в небо. Так в городе на Неве появилась визитка арт‑центра «Пушкинская-10» – дворик, ставший известным и притягательным для туристов. Эта локация посвящена легендарному Битлу.
С течением лет, благодаря другим фанатам группы Битлз, этот двор стал самым необычным и интересным для изучения уличного творчества. Знаменитая желтая подводная лодка, гипсовые барельефы членов группы Битлз, обложка альбома Abbey Road прямо на стене – все это можно увидеть здесь.
Адрес: Невский проспект, 35.
Популярный и самый лучший двор Санкт-Петербурга в самом его центре. Это общественное пространство возникло в 2021 году и располагается во дворе «Гостинки» – известного архитектурного памятника и одновременно знаменитого универмага Питера. Здание построено во второй половине XVIII века, имеет открытые галереи, является шедевром русского классицизма.
В летний период здесь функционируют несколько точек общепита, поэтому можно зайти перекусить в «Гостиный двор», если вы проголодались. Скоротать теплый вечерок можно, играя в пинг-понг или загорая в ярких шезлонгах. Если повезет, то сможете попасть на один из лучших концертов, который проходит на этой площадке пару-тройку раз в неделю. Здесь играют все – от хип-хопа до фолк‑рока. В зимний период двор «Гостинки» превращается в большую ледовую арену. Даже если у вас нет коньков, вы можете взять их здесь в аренду. Для вашего удобства имеется кафе и раздевалка.
По адресу проспект Космонавтов, 63, корп. 1 вы можете найти уголок французской столицы. В 15 минутах ходьбы находится станция метро «Звездная».
Не только исторический центр Санкт-Петербурга славится своими дворами, отправьтесь в направлении станции метро «Звездная», и вы найдете один из них. Здесь все связано с Францией. Каждая парадная именуется в честь исторических районов страны, а внутри двора вы найдете мини-версии достопримечательностей столицы. Здесь красуется Эйфелева башня, Триумфальная арка, стеклянная пирамида Лувра. О Париже здесь говорят даже фонари, выполненные в стиле модерн. Такие можно встретить на входе в метро французской столицы.
В начале 20 века Санкт-Петербург начал быстро расширять свои границы. Появляется спрос на светлые удобные и дорогие здания, так как люди становятся более платежеспособными, могут позволить себе более приличное жилье. От дворов-колодцев начинают отказываться в пользу курдонеров. Их плюс в том, что нет одной стены, а все окна выходят на улицу и получают больше света. После революции строения с дворами-колодцами сходят на нет, на их место приходит мода на большие пространства перед строением.
Эта потребность появилась в Санкт-Петербурге после революции. До этого проходы сквозь дворы использовались если строение занимало все пространство квартала и выходило на обе улицы. Как правило, двор с улицей соединяла подворотня. Если кто-то попытался бы выйти сквозь двор на другую улицу, он уперся бы либо во флигель, либо в хозяйственную постройку. После революции началась активная перестройка зданий. Стены ломали, чтобы получить сквозной проход с одной улицы на другую. Дворами можно было пройти практически весть Васильевский остров. На сегодня это можно было бы сделать, только если бы отсутствовали домофоны и замки.
Просторные апартаменты превратили в коммунальные квартиры, людям хотелось чаще бывать на свежем воздухе и иметь личное пространство. Дворы способствовали удовлетворению этой потребности: здесь стирали и сушили белье, держали живность и готовили еду, играли с детьми и встречались с друзьями. Можно сказать, что двор был продолжением квартиры, но только без ограничений стенами.
Стоит включить в свой туристический маршрут дворы Санкт-Петербурга, чтобы погрузиться в историческую атмосферу города не только сквозь призму роскоши и благополучия, но и оценить его более простую красоту, понять его душу и ощутить ценность каждого его уголка.