20.03.2024
2526
Чем известен? Достопримечательности Кронштадта связаны в первую очередь с военно-морской историей России и его основателем Петром I. Крепости и музеи, прекрасные парки и аллеи привлекают множество туристов в любое время года.
Как добраться? Обычно в Кронштадт приезжают из Санкт-Петербурга. До города ходят автобусы и маршрутки. В судоходный период на остров добираются на метеоре. Большую часть достопримечательностей можно увидеть за один день, если начать с утра.
Местом зарождения российского военно-морского флота считается Кронштадт. История этого известного морского города-порта началась вместе с созданием новой столицы, основанной Петром I. В те времена важно было обеспечить надежную защиту города с морского направления. Поэтому в 1704 году на берегах Котлина вырос первый каменный страж — форт Кроншлот. За ним следовали и другие фортификационные постройки, предназначенные для защиты столицы от возможных угроз с Балтийского моря.
В 1723 году была возведена островная крепость, которая впоследствии стала известной как Кронштадт, дав название и самому городу. За прошедшие века крепость не только сохраняла, но и укрепляла свое положение. С уверенностью можно сказать, что Кронштадт до сих пор обладает важным стратегическим значением.
С Кронштадтом неразрывно связаны имена выдающихся русских мореплавателей и флотоводцев, таких как Ушаков, Нахимов, Крузенштерн. Также славу городу принесли и другие специалисты: инженеры, кораблестроители, физики. Они усердно трудились, внеся свой вклад в различные сферы.
Город Кронштадт оставил свой след и в истории Великой Отечественной войны, участвуя в героической обороне Ленинграда. Остров Котлин, в свою очередь, тоже попал в осаду, однако силы Советской армии смогли удержать контроль над городом-портом. «Малый путь жизни», который пересекал остров, предоставляя единственный путь к большой земле через Ораниенбаум, Лисий нос и обратно. Кронштадт играл важную роль в наступательных операциях советских войск под Ленинградом: флот обеспечивал огневую поддержку, а из города поступали ресурсы на фронт. На сегодняшний день Кронштадт по праву носит звание «Город воинской славы».
База Балтийского флота, расположенная в Кронштадте, делала город закрытым населенным пунктом до середины 1990-х годов. Сегодня любой желающий может оказаться в этом удивительном городе на берегу залива.
Место, где располагаются ключевые достопримечательности Кронштадта и часто начинаются экскурсии. Название площади несет в себе историческую подоплеку: до конца XIX века здесь функционировал склад, где хранились якоря и цепи, снятые с выведенных из строя судов. Позднее это место стало площадью для военных парадов и показов.
На этой площади находится один из самых известных памятников адмиралу С. О. Макарову — выдающемуся флотоводцу и мастеру кораблестроения. Неподалеку можно увидеть уникальный монумент под названием «Триумф Российского флота».
В настоящее время в мире существуют всего две мостовые, выложенные чугунными плитками: одна в Нью-Йорке, а другая — в Кронштадте. Использование чугунных элементов для дорожного покрытия пришло из американского опыта. Впервые чугунная мостовая была протестирована на небольшом участке у Пенькового моста. Удачный эксперимент привел к тому, что чугунными плитками стали покрывать и другие дороги в городе. Однако в период военных действий из-за дефицита металла большую часть этого покрытия демонтировали и направляли на переплавку.
Заботой о красоте Кронштадта никогда не пренебрегали. Прекрасным примером служит Летний сад — древнейший парк на острове Котлин, основанный при Петре I в 1711 году.
Помимо разнообразной растительности Летний сад известен своими памятниками. Среди них памятник мичману Домашенко, который спасал матроса от гибели в волнах, и памятник клиперу «Опричник», потерпевшему крушение в Индийском океане в 1873 году. Также привлекает внимание живой памятник — дуб, посаженный в 1902 году в честь адмирала Макарова. Когда будете искать в Петербурге в Кронштадте достопримечательности, обязательно вспомните об этом месте.
Является важным входным пунктом в Кронштадт для всех теплоходов, прибывающих из Санкт-Петербурга. У причала можно наблюдать корабли Балтийского флота. Эти внушительные суда пребывают здесь круглый год, включая холодные зимние месяцы, из-за чего пристань называют также Зимняя.
Пристань была построена в 1714 году пленными шведскими солдатами, а в 1882 году она была полностью перестроена. Ее облицевали камнем и украсили декоративными элементами. На ней также можно увидеть старинную пушку XIX века. Однако главной достопримечательностью Петровской пристани являются великолепные виды на залив и проходящие мимо корабли.
Создание канала было направлено на обеспечение обороны и противопожарной безопасности. Это было необходимо в связи с переездом Адмиралтейства из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Хотя позже было принято решение оставить Адмиралтейство в Северной столице, строительство Обводного канала все же было завершено. В настоящее время он стал одним из любимых мест для прогулок по Кронштадту.
В 1839 году адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен вступил в должность губернатора Кронштадта и был поражен тем, что обнаружил в городе. Улицы были грязные, а неухоженные пустыри портили облик местности. Беллинсгаузен попытался получить финансирование для улучшения ситуации, но ему отказали, поэтому он решил за свой счет придать городу привлекательный внешний вид.
После того как город был приведен в порядок, адмирал приступил к созданию Петровского парка. По его задумке, центральным элементом парка стал памятник Петру I, дизайн которого разработал французский скульптор Теодор Жак, а выполнил П. К. Клодту.
В Кронштадте помимо оборонительных сооружений выделяются архитектурные шедевры, среди которых и Итальянский дворец. Возведенный в первой половине XVIII века для генерал-адмирала Апраксина, позднее он стал частью кадетского корпуса и штурманского училища.
Его фасады донеслись до нас через многие годы благодаря перестройкам, которые были проведены на рубеже XIX–XX веков. Но не только архитектурное великолепие привлекает гостей. Итальянский пруд тоже является частью исторической картины. А на набережной можно увидеть удивительные артефакты XVIII века — орудия, направленные к заливу, словно готовые к повелению «пли».
Достопримечательности города Кронштадт — это не только про архитектуру, но и про привлекательную природу. Здесь находится природный заказник «Западный Котлин», который считается одним из самых популярных направлений для экотуризма в пределах Санкт-Петербурга.
Изучать его природу легко благодаря специально проложенной деревянной экотропе. Вдоль нее расставлены информационные стенды, раскрывающие множество интересных фактов о природе и истории острова. Экотропа прекрасно подходит для самостоятельного путешествия.
Построенный в 1913 году, он стал последним морским собором России. При этом Никольский собор является самым большим из когда-либо созданных. Разрешение на строительство было получено лично от императора Николая II, а средств на его постройку не жалели. Автором проекта выступил архитектор Василий Косяков, а в качестве доминирующего стиля был выбран неовизантийский.
Оригинальная структура была серьезно повреждена в ходе Великой Отечественной войны, когда собор неоднократно подвергался обстрелам. Даже сегодня в его северной части остался след от неразорвавшейся немецкой бомбы. Восстановление былой красоты собора требовало многолетних усилий и тщательной работы сотен людей.
Солдаты глубоко верили в Бога и регулярно посещали богослужения, поэтому каждый гарнизон имел свой храм или небольшую часовню. В 1735 году для гарнизонного полка в Кронштадте был построен деревянный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери, однако он не сохранился до наших дней. В настоящее время на его месте возвышается величественный собор, возведенный во второй половине XIX века.
Здание пустовало почти 40 лет, и лишь в 1990 году было возвращено православной церкви. Архитектурный памятник такого масштаба не мог остаться без внимания, поэтому спустя несколько лет собор был полностью отреставрирован.
В 1910 году, в честь двухсотлетней годовщины победы в Полтавской битве над шведами, была воздвигнута Петропавловская часовня. Рядом с ней был установлен памятник первому российскому императору. Мастера Адмиралтейства, используя кирпич и гранит, завершили строительство всего за несколько месяцев.
Однако святыне не суждено было долго стоять в первозданном виде — уже в 1930-е годы она аналогично памятнику Петру I подверглась разрушению. Но в 2018 году было принято решение приступить к ее восстановлению по оригинальным чертежам. Получившийся результат поразил. Сегодня, глядя на эту часовню, сложно обнаружить какие-либо отличия между восстановленной и той, что сохранилась только на старых фотографиях.
Часовня Богоявления была воздвигнута в честь двухсотлетия со дня основания Кронштадта. Ее возведение предшествовало постройке Петропавловской часовни и произошло в 1904 году. Возведена она была в соответствии с традициями русского церковного зодчества, а проект был разработан архитекторами Александром Витселем и Василием Косяковым.
Еще одна из достопримечательностей Кронштадта — кронштадтский морской музей, открытый в мае 2012 года благодаря усилиям небольшой группы энтузиастов. Его экспозиция поможет совершить увлекательное путешествие в историю военно-морского прошлого Кронштадта.
Исторический дом, в котором расположен музей, был тщательно выбран, учитывая его связь с прошлым. Ранее этот дом принадлежал А. М. Бритневу. Его отец, М. О. Бритнев, был основателем частной водолазной школы в Кронштадте. Водолазное дело в России возникло на острове Котлин. Здесь в 1882 году указом императора Александра I было открыто первое государственное учреждение, предназначенное для обучения военных водолазов. Этот важный период находит свое отражение в экспозиции морского музея в Кронштадте.
Начало истории Кронштадта как города-порта приходится на 1703 год, когда Петр Великий возведет первую крепость для защиты северных берегов. Период истории, начиная с тех времен и заканчивая событиями Гражданской войны в России, представлен в экспозиции Музея истории. Он был основан в 1991 году и находится в здании, построенном еще в первой половине XIX века.
Экспонаты музея рассказывают о быте горожан и моряков, униформе моряков и первых водолазных костюмах, а также оружии и моделях кораблей. Если будете смотреть в Кронштадте зимой достопримечательности, то обязательно загляните сюда.
В 1783 году пожар в здании петербургского Адмиралтейства, едва не достигший Зимнего дворца, привел к рассмотрению возможности переноса Адмиралтейства в Кронштадт. Екатерина II в целях безопасности приказала вывезти Адмиралтейство на остров Котлин. Однако, когда к власти пришел Павел I, идея была отменена. Несмотря на это, строительство Обводного канала и самого здания Адмиралтейства продолжалось. Значительная часть комплекса даже сохранилась до наших дней. Сегодня часть сооружений используется в качестве музеев и павильонов для военно-патриотического парка «Патриот».
Некоторые из фортов города доступны для посещения, в то время как другие закрыты на реставрацию. Кроме того, не все морские укрепления сохранились в первоначальном виде. Однако все форты можно увидеть за один день в музее. Уменьшенные копии укреплений детально воссоздают оригиналы, восполняя все потери за трехвековую историю. Вокруг фортов действуют солдаты, на причале стоят корабли, а в окнах горят огни — это зрелище, которое уже нельзя увидеть в реальности, но можно в музее-макете фортов.
На первый взгляд роль смотрителя маяка кажется простой. Однако это не так легко, как может показаться. Для работы в маячной службе требуется специальная подготовка и определенные навыки. Далеко не каждый сможет справиться с этой работой.
Открытый несколько лет назад Музей маячной службы предлагает уникальную возможность погрузиться в мир этого старинного ремесла. Здесь посетители могут узнать об истории таких служб, о том, как они функционировали.
Иоанн Кронштадтский, известный священник и настоятель Андреевского собора в Кронштадте, оставил свой след в истории. Он пользовался почтением у российских императоров и служил примером для всей страны. Его благословение было желанным для многих верующих.
Иоанн Кронштадтский более полувека жил на острове Котлин на Посадской улице. В середине девяностых годов неравнодушные верующие принялись за восстановление его квартиры, превратив ее в настоящий музей. Эта достопримечательность в Кронштадте в Санкт-Петербурге стала своеобразным хранилищем памяти, где каждый посетитель может окунуться в атмосферу жизни и деятельности выдающегося священника.
Александр Сергеевич Попов, выдающийся русский ученый и изобретатель радио, провел некоторое время в Кронштадте. Он занимался научными исследованиями на острове и преподавал в одном из военно-морских училищ.
Для ученого переезд в Кронштадт стал настоящей удачей, поскольку здесь он имел в своем распоряжении лабораторию, оснащенную всем необходимым оборудованием. Она не имела аналогов в России в свое время и стала его научным центром. Здесь было полно радиотехнического оборудования, которое помогало Александру Попову в его исследованиях и экспериментах.
Теперь давайте уделим значительную часть нашего материала рассказу о главных достопримечательностях Кронштадта — его фортах. Большинство из них находится в открытом море, поэтому добраться до них можно только на лодке, чаще всего в рамках экскурсионных групп.
Занимает почетное место в списке фортификационных сооружений Кронштадта. Построенный в 1845 году, он получил свое название в честь императора Александра I и стал важной частью обширной системы обороны города. Этот форт вооружен более чем сотней орудий и в свое время вмещал в своих стенах около тысячи воинов. Своей формой напоминает знаменитый французский форт «Бойяр».
Возведенный в 1704 году, он занимает особенное место в истории Кронштадта, так как стал первым укреплением в городе. Петр I лично разработал план этого форта, который впоследствии был успешно реализован. Форт был построен из дерева, и, хотя его конструкции были простыми, они оказались эффективными в обороне от атаки шведских сил. К концу XIX века форт был исключен из оборонительной системы, однако во время Великой Отечественной войны он снова стал эксплуатироваться. Изолированность форта и большие потери среди защищавших его солдат привели к тому, что его назвали «Островом погибших женихов».
Всегда ассоциируются вместе. Несмотря на расположение на разных островах, эти форты являются составной частью одного оборонительного рубежа. Построенные на изогнутых островах в северной части Финского залива, они были задуманы для одновременного нанесения ударов по вражескому флоту. План так и не осуществился, поскольку форты «Обручев» и «Тотлебен» устарели еще в конце XIX века на стадии строительства.
В 1921 году они не смогли выдержать наступление большевиков, направлявшихся к Северной столице. Впоследствии, с установкой более мощного оружия в предвоенные годы, их обороноспособность значительно возросла, и именно эти форты стали первым барьером на пути финской артиллерии в 1941 году. В Кронштадте достопримечательности в виде фортов непременно привлекут внимание и удивят.
В 1808 году, в ходе последней из русско-шведских войн, российское командование беспокоила активность флота Великобритании. В ответ на эту угрозу было принято решение усилить оборону южных рубежей Кронштадта, в частности строительством двухъярусной батареи. Позднее она была преобразована в форт и получила имя в честь Константина, сына императора Николая I.
Форт успешно выполнил свою задачу, но со временем стал нуждаться в модернизации, чтобы противостоять новым видам вооружения. В середине XIX века началось строительство каменного форта. Под замену попали старые укрепления. В наши дни форт «Великий князь Константин» не только является исторической достопримечательностью, но и выполняет роль пункта пропуска для яхт и маломерных судов через государственную границу России.
Как и многие другие укрепления в Кронштадте, «Риф» был возведен в конце XIX века. Именно с этого форта уходили в Финляндию участники Кронштадтского восстания, которые преследовались большевиками.
Долгие годы, вплоть до 2014 года, форт оставался военной зоной и был полностью закрыт для посещений. Ветхие постройки, оставленные военными, подвергались разрушению. Позже здесь появились мародеры и вандалы, грабившие имущество.
В настоящее время «Риф» представляет собой довольно пустынное место, которое одновременно отталкивает и привлекает туристов. Для некоторых посетителей эта тленная романтика становится привлекательным элементом путешествия, добавляя месту особое очарование.
Петр I, обладая глубоким пониманием военного дела, осознавал необходимость создания комплексной системы обороны для защиты Санкт-Петербурга. Именно поэтому в 1705 году он лично руководил началом строительства нескольких береговых батарей на острове Кронштадт. Оценив эффективность орудий, он пришел к выводу, что для обеспечения надежной защиты требуется еще один форт.
Деревянный форт, изначально предназначенный для защиты кораблей, в течение 100 лет выполнял свое назначение, лишь периодически подвергаясь незначительному ремонту. Однако после наводнения 1824 года форт «Петр I» оказался разрушенным.
Вскоре после этого форт был перестроен из камня и приобрел тот вид, который мы можем видеть в наши дни. Теперь он является не только исторической достопримечательностью, но и символом могущества российского государства. Не знаете, что посмотреть в Кронштадте из достопримечательностей? Обратите внимание на этот форт.
Стал одним из первых укреплений, построенных в 1706 году. За века своего существования оно претерпело неоднократные перестройки и реконструкции.
«Шанц» сохранял свою важность до 1930-х годов. После функциональное предназначение форта изменилось. Он стал использоваться в основном для размещения командного пункта береговой обороны и стационарных орудий в период Великой Отечественной войны. В это время форт «Шанц» продолжал выполнять важные задачи в обеспечении безопасности и защиты Кронштадта.
В 1801 году к югу от Кронштадта был возведен еще один форт — «Павел I», который значительно увеличил оборонные возможности города. Однако в 1919 году, в период Гражданской войны, здесь случился взрыв. Это стало отправной точкой восстания меньшевиков и эсеров в Кронштадте.
Часть боеприпасов сохранилась после взрыва, но никто не решался забирать их, опасаясь возможной детонации. Спустя четыре года группа пьяных матросов решила проверить, заряжены ли минные устройства или нет. Они принялись поджигать боеприпасы, что привело к предсказуемому результату. Как следствие от форта «Павел I» остались лишь несколько стен, которые и по сей день являются молчаливыми свидетелями этого события, напоминая всем о важности умеренности в употреблении спиртного.
Историческое значение форта нельзя недооценить. Это укрепление, подобно многим другим в Кронштадте, стало заброшенным. Из-за своего удаленного расположения от берега форт подвергся более серьезному воздействию вандализма.
Батарея «Граф Милютин» была возведена в середине XIX века с целью защиты форта «Павел I». В то время, в период Крымской войны, Россия ожидала возможного нападения союзного флота с севера, и строительство таких укреплений стало необходимостью. Однако к концу 1850-х годов форт был заброшен, однако его присутствие напоминает о важности сохранения исторического наследия.
Большинство маяков изначально были построены из дерева, но со временем их заменяли более надежными каменными или металлическими конструкциями. Однако в Кронштадте до сих пор сохранился один из немногих деревянных маяков в мире.
Этот маяк, окрашенный в белый цвет, высокий и величественный, стал в Кронштадте достопримечательностью что можно посмотреть зимой. Он часто становится объектом фотосессий, особенно для молодоженов. Несмотря на то, что он закрыт для посещения, его внешний вид может изучить каждый желающий.
Световой сигнал маяка до сих пор используется для своего прямого назначения и виден с расстояния до 30 километров. Таким образом, этот исторический маяк не только служит ориентиром для моряков, но и является частью культурного наследия Кронштадта.
Футшток представляет собой уровнемер в форме рейки, используемый для измерения уровня воды в водоеме.
Мареограф — прибор, предназначенный для измерения и регистрации колебаний уровня моря. Весь этот инструментарий установлен на метеостанции, и Кронштадтский футшток — это небольшая башенка, возведенная в 1840 году.
Особо интересным является тот факт, что нулевая отметка футштока в Кронштадте используется как отправная точка для всех измерений глубин в Балтийском море, а также для измерений абсолютных высот на территории России. Таким образом, Кронштадтский футшток становится важным эталоном для геодезических и океанографических измерений в регионе.
В период блокады Ленинграда, когда город столкнулся с критическим дефицитом пищи, съестных запасов почти не осталось. Рыба из Финского залива была выловлена практически полностью, и единственным доступным источником пищи оставалась корюшка. Эта мелкая рыбешка, обычно не ценившаяся из-за своих костных пластин и шипов у плавника, внезапно стала жизненно важным источником питательных веществ.
В условиях блокады ленинградцам приходилось ловить корюшку самыми разнообразными способами — сачками, рубашками, сумками. Другими словами, всем, что попадалось под руку. Рыбу готовили различными способами. Даже жир корюшки использовался для приготовления мазей для лечения ожогов и ран.
Иронично, что корюшка, прежде считавшаяся непригодной для употребления в пищу и даже не предназначенной для кормления котов, стала спасением для многих блокадников.
В 2004 году установили небольшой памятник этой маленькой рыбке у Синего моста на Обводном канале. Это было сделано в знак признательности за ее роль в спасении множества жизней в тяжелые времена блокады Ленинграда.
С самого начала своего существования Кронштадт стал ключевой военно-морской базой России в Финском заливе. Здесь не только развернулись оборонительные укрепления, но и появились судоремонтные мастерские, которые принимали на ремонт даже зарубежные суда. Одним из амбициозных проектов, задуманных еще при Петре I, стал сухой док протяженностью более двух километров.
Несмотря на то, что Петр I не дожил до завершения этого проекта, сухой док был успешно завершен при его дочери Елизавете Петровне. Сооружение работало в течение долгого времени, до 2008 года. Масштабы этой достопримечательности Кронштадта даже спустя столько лет продолжают поражать воображение.
Форты «Петр I» и «Кроншлот» остаются частью военно-морской базы Санкт-Петербурга и охраняются, поэтому доступ на их территорию ограничен. Однако есть и другие форты, к которым можно добраться пешком, на машине или на экскурсионном катере.
Экскурсия занимает от 5 до 8 часов. Более длительные программы включают в себя посещение дополнительных достопримечательностей, таких как Петергоф. Поездка на метеоре до Кронштадта обычно занимает около часа. Это самый быстрый способ добраться до острова Котлин.
Вы сможете самостоятельно посетить форты «Великий князь Константин», «Шанц», «Риф» и «Северный № 7», добравшись до них по дамбе на собственном автомобиле, такси или на автобусе из Кронштадта. Остальные форты лучше посетить в рамках групповой экскурсии на катере, пароме или теплоходе, которые отправляются из Санкт-Петербурга или Кронштадта.
Кронштадт долгое время был закрытым военным объектом. Сегодня любой желающий может прогуляться по его улицам и насладиться великолепными морскими пейзажами. Перед путешествием в Кронштадт стоит спланировать примерный маршрут и основные достопримечательности, которые хотелось бы посетить, ведь в этом небольшом городе есть много интересного.