24.01.2024
7670
«Снова продлевают!» — вздыхают заядлые туристы при вести о том, что Росавиация привычно продлевает закрытие аэропорта в Краснодаре, названного в честь большой любительницы путешествий Екатерины Великой.
Впервые об этом было объявлено в день начала СВО на Украине без малого два года назад. Из соображений безопасности были закрыты и еще 10 аэропортов в южных и в приграничных регионах нашей страны, включая белгородский, курский аэропорты, воздушные гавани в Ростове-на-Дону, Элисте, Анапе и в других больших и малых городах.
13 декабря стало известно, что аэропорт Краснодара может заработать после 15 декабря. По результатам тестового полёта будет принято решение о возможном открытии аэропорта.
Палочкой-выручалочкой стал крупнейший в ЮФО международный аэропорт в Сочи, продолжающий работать в привычном режиме и принимать пассажирские рейсы.
В ноябре-2023 он сообщил о том, что поставил абсолютный рекорд, обслужив 13 миллионов пассажиров. Также продолжает работать аэропорт в Минеральных Водах, увеличивший за январь-ноябрь 2023 года пассажиропоток на 18%, и волгоградский аэропорт «Гумрак», увеличивший за 3 квартала 2023 года пассажиропоток на 13%.
Как скоро Росавиация примет решение о возобновлении работы закрытых аэропортов? На этот вопрос нет ответа, хотя по умолчанию предполагается, что режим временного ограничения может продлиться до окончания СВО.
Все сообщения относительно открытия конкретных аэропортов оказывались фейками. «Это необоснованные домыслы», — сообщает оператор краснодарского аэропорта «Пашковский», комментируя предположения соцсетей и СМИ о возобновлении полетов начиная с 26 декабря.
Из этого следует, что нагрузка на единственный работающий аэропорт ЮФО по-прежнему остается сверхвысокой, а гражданам, желающим вылететь в южные регионы, придется искать обходные маршруты.
А что происходит в закрытых аэропортах? Известно, что их сотрудники отправлены в режим вынужденного простоя с сохранением части зарплаты, территория аэропортов тщательно охраняется. Также закрытым аэропортам юга России выплачиваются государственные субсидии, подобные субсидиям, которые выплачивались во время пандемии COVID-19, заставившей «обнулить» перевозки;
Тем временем в Краснодаре начато строительство нового терминала международного аэропорта, предполагающее расширение и самого аэродрома. Уже известно, что в сооружение терминала, который позволит увеличить пропускную способность вдвое и принимать до 7,5 миллионов пассажиров ежегодно (в будущем — около 10 миллионов) будет вложено не менее 20,5 миллиардов рублей, в том числе 5,5 миллиардов рублей государственной поддержки;
«Насколько закрытие 11 аэропортов повлияло на стоимость рейсов, которые продолжают выполняться, к примеру, билета «Москва-Сочи»? Это не самый легкий вопрос, поскольку на стоимость билетов влияют как факторы спроса — предложения, так и другие причины (например, растущая стоимость авиатоплива или уменьшение размера господдержки, имеющее место в 2023 году).
В среднем, как сообщает Минтранс РФ, авиабилеты в 2023 году подорожали минимум на 6 %. При этом следует учитывать, что цены на билеты в пиковый сезон взлетают в космос, а потом вновь идут на спад. Так, если в августе-2023 средняя стоимость билета из Москвы в Сочи составляла порядка 20-25 тыс. рублей, то к сентябрю снизилась до 12 тыс. рублей в один конец;
Еще одно последствие СВО — вынужденное изменение авиамаршрутов, которое привело к увеличению продолжительности полета и повлияло на стоимость билетов. Так, время перелета из Москвы в Минеральные Воды или из столицы в Сочи увеличилось примерно на 1,5 часа.
Росавиация не дает ответа на вопрос: «Когда откроются закрывшиеся с началом спецоперации аэропорты России»? Скорее всего, режим ограничения полетов будет продлеваться и в ближайшие месяцы, что вызовет высокую нагрузку на продолжающие работать аэропорты. а также на объекты ОАО «Российские железные дороги» и будет влиять на стоимость перевозок.