29.02.2024
2533
О чем речь? История Третьяковской галереи насчитывает более 150 лет. За это время она превратилась в одно из самых крупных хранилищ российских произведений искусства. Сегодня это значимая достопримечательность Москвы.
Как развивалась? Третьяковская галерея прошла путь от частной коллекции до государственного музея. Она постоянно росла за счет пополнения своих экспозиций. Менялись и здания, где проходили выставки.
Третьяковская галерея — это одно из крупнейших собраний искусства России. Музей находится в Лаврушинском переулке Москвы, в доме 10. В год в среднем галерею посещают более 1,5 миллиона человек. У Третьяковки есть несколько филиалов, Инженерный корпус, храм в Толмачах и несколько домов-музеев. В 2014 году в районе Кадашевской набережной началось строительство еще одного филиала.
История Третьяковской галереи началась в 1856 году. Основал ее купец Павел Третьяков. Спустя 11 лет (в 1867 году) она стала доступна для посетителей, а в 1892 году хозяин передал ее городу. Так личный музей стал государственной собственностью.
Уже в то время экспозиция поражала своим размахом, в нее входило больше 1200 художественных полотен, 471 рисунок и около десяти разных скульптур.
Сегодня в Третьяковке представлено примерно 180 000 разнообразных экспонатов. В музее находятся картины русских и иностранных художников, изделия из драгоценных металлов, обладающие исторической ценностью.
В самой галерее размещены следующие экспозиции:
В галерее насчитывается 106 залов, и в каждом из них экспозиции собраны по определенным эпохам и художникам.
История возникновения Третьяковской галереи тесно связана с именем крупного мецената и промышленника Павла Михайловича Третьякова.
Он родился в 1832 году в семье купцов, не имеющих ничего общего с искусством и культурой. Но с раннего возраста Павел начал тянуться к прекрасному, он получил отличное образование и одновременно много помогал своему отцу в его коммерческих делах.
После ухода родителей из жизни дело отца перешло в руки Павла, и он активно начал его развивать. Совместно со своим братом Сергеем он создал Костромскую льняную мануфактуру, от которой шел стабильный и высокий доход.
Несмотря на то что Павел Михайлович был постоянно занят, он продолжал увлекаться искусством. В дальнейшем оба брата стали коллекционерами и занялись благотворительностью.
Основу коллекции Третьяков заложил в середине 1850-х годов. Он заинтересовался картинными галереями К. Т. Солдатенкова, Ф. И. Прянишникова и других и решил сам создать музей отечественного искусства, доступный широким массам. В своем завещании в мае 1860 года в Варшаве он написал о создании «художественного музеума или общественной картинной галереи». Также он предполагал, что если принять пожертвования и других любителей, то «при галерее русских художников можно устроить и галерею знаменитых иностранных художников».
Первыми купленными Павлом Третьяковым картинами стали девять полотен художников из Голландии (это было в 1854 году). Затем он решил приобретать работы отечественных живописцев, которые и легли в основу коллекции знаменитой Третьяковки. А Сергей, его брат, предпочитал работы мастеров Западной Европы.
Третьякову было 24 года, когда он купил первые экспонаты будущего музея. С того момента и до конца своей жизни он продолжал собирать коллекцию.
Первыми экспонатами в истории Государственной Третьяковской галереи стали купленные в 1856 году работы «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова.
База коллекции сложилась в 60–80-е годы XIX века. При этом Павел Михайлович добавлял в нее не только картины знаменитых мастеров, но и работы начинающих художников. Выбирал произведения он с помощью художника Ивана Крамского, с которым тесно дружил.
В 1862 году Третьяковым была куплена картина «Сельский крестный ход на Пасхе» В. Перова. Позднее, когда он собирал галерею портретов известных людей, Перов написал для него портреты М. Погодина, А. Майкова, Ф. Достоевского, В. Даля, И. Тургенева. В этот же период Крамской выполнил портрет Л. Толстого и А. Грибоедова, а Илья Репин создал портрет М. Глинки. Также Третьяков купил у вдовы поэта Н. Кукольникова его портрет, а у художника Ф. Моллера — прижизненный портрет Н. Гоголя.
В последующий период в коллекцию картин добавились полотна художников-передвижников Ивана Шишкина, Михаила Клодта, Николая Ге, Константина Савицкого, Алексея Боголюбова, Карла Гуна, Архипа Куинджи.
Выбирая картины, Павел Михайлович не обращал внимания на их критику или одобрение со стороны официальной власти, а опирался лишь на художественные критерии. Так, он приобрел для своей галереи произведение Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и «Милосердие» Н. Ге, которые имперская власть не одобряла.
В 1884 году в историю коллекции Государственной Третьяковской галереи была вписана еще одна картина Репина «Крестный ход в Курской губернии». Несколько лет она стояла в отдельном зале, так как Третьяков считал, что она прекрасно показывала реальность крестьянской жизни. Но позже ее перенесли в общий зал.
Тогда же коллекционер купил несколько работ В. Сурикова, среди которых были «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и некоторые другие. Третьяков даже наблюдал за написанием многих картин прямо в мастерской художника.
В основном Павел Михайлович покупал картины, но иногда мастера или их родные лучшие работы дарили галерее.
31 августа (12 сентября по старому стилю) 1892 года Третьяков подал заявление в Московскую городскую думу о том, чтобы его собрания (1287 полотен, 518 графических произведений и 9 скульптур) были переданы в дар Москве. Наряду с этим он подарил городу часть своего дома, а также часть дома и некоторые произведения из собрания его покойного брата С. М. Третьякова. Все это было передано с правом пожизненного проживания, переделки помещений, смены работ в коллекции, с условием, что все желающие смогут бесплатно смотреть на них не меньше четырех раз в неделю.
Постановлением Московской городской думы от 15 сентября (27 сентября) 1892 года дар был принят. Собрание С. М. Третьякова перевезли из его дома на Пречистенском бульваре, частично поменяли экспозицию. И 15 августа (27 августа) 1893 года была открыта Городская художественная галерея Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Так началась следующая глава истории музея Третьяковской галереи.
В первый день в заведение пришли около 700 посетителей, и было продано примерно 200 экземпляров каталога (Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Москва, 1893). В 1897–1898 годах третью пристройку расширили одноэтажным корпусом с двумя залами, где разместилась коллекция С. М. Третьякова.
В 1898 году каталог собрания галереи содержал 1622 картины, 593 произведения графики, 84 работы западноевропейских мастеров (живопись и графика) и 112 скульптур. В истории Третьяковской галереи и коллекции есть такой факт. Павел Третьяков в дополнении к своему завещанию 9 мая (21 мая) 1898 года написал о том, что после его кончины нежелательно пополнять галерею художественными произведениями. По его мнению, собрание и так получилось очень большим, и если его увеличивать еще, то может измениться характер собрания, а также станет очень утомительно все его осматривать.
Но все же 28 марта (9 апреля) 1899 года, после ухода коллекционера из жизни, у московского городского головы прошло совещание, на котором душеприказчики В. Г. Сапожников и К. В. Рукавишников предложили продолжать пополнять галерею, но делать это отдельно от самой коллекции. Их предложение было принято, и с 1899 года до начала 1900-х годов в музей добавились 62 иконы и около 1000 графических произведений.
После смерти Третьякова пополнением коллекции занялись власти Москвы. За счет городской казны для галереи было куплено большое количество произведений мирового художественного искусства, и к 1917 году в фонде музея насчитывалось уже 4000 экземпляров.
История здания Третьяковской галереи начинается с нескольких залов в особняке Павла Третьякова, где первоначально была размещена коллекция картин. Но когда в 1859 году коллекционер купил 140 работ и этюдов Туркестанской серии В. Верещагина, то в особняке стало тесно, и тогда встал вопрос о возведении отдельного здания.
В итоге в 1874 году был построен двухэтажный дом, примыкающий к особняку Третьяковых. Руководил стройкой архитектор А. Каминский.
Для комфорта в здании был предусмотрен отдельный вход для посетителей, а всю коллекцию произведений искусства разместили в двух больших залах. В истории Третьяковской галереи в Москве было еще немало перестроек здания галереи, оно неоднократно достраивалось.
После смерти Павла Михайловича весь его дом был реконструирован и оборудован для размещения коллекции, а в 1902–1904 годах все постройки объединили в единый комплекс с общим фасадом, похожий на терем Древней Руси. Фасад оформляли по проекту В. Васнецова, а стройкой руководил В. Башкиров.
В 1913 году власти Москвы решали вопрос о том, нужно ли переносить галерею в новое здание или оставить все картины на прежнем месте. В результате была учтена воля основателя галереи, и коллекцию было решено оставить там, где она располагалась первоначально.
В 1930-е годы к зданию было добавлено еще шестнадцать дополнительных пристроек, созданных по проекту архитектора А. Щусева, которого назначили руководителем в начале 1926 года.
После кончины Павла Третьякова управление галереей принял Совет попечителей, избранный думой города. В разные периоды в состав совета входили С. Щербатов, И. Остроухов, И. Грабарь, В. Серов, И. Цветков и А. Боткина, дочь основателя музея.
История создания Третьяковской галереи в Москве включает ее национализацию (после революции 1917 года) и присвоение статуса национального достояния (в 1918 году). Собрание музея пополнялось за счет произведений, которые передавались в государственную собственность из частных коллекций дворянских усадьб.
В этот же период в учреждении шла бурная научная и выставочная работа. Пост директора оставили И. Грабарю, который 2 апреля (15 апреля) 1913 года был избран попечителем. Тогда же он против воли основателя музея создал новую экспозицию в историческом порядке из работ, как купленных самим Третьяковым, так и приобретенных уже после его смерти.
Во время Великой Отечественной войны основные коллекции музея были перевезены в Новосибирск и Молотов. Для этого пришлось задействовать целых 17 железнодорожных эшелонов. Научная деятельность в галерее при этом не останавливалась.
При битве за Москву здание Третьяковки было заметно повреждено, но, как только враги были отброшены от столицы, началась реконструкция музея, которая закончилась в 1944 году. Первая экспозиция после войны заработала здесь уже 17 мая 1945 года.
В 1992 году здание, в котором расположен музей, получило статус объекта культурного наследия.
В музее представлено больше 400 произведений художников XVIII века, включая мастеров-портретистов В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого. Экспозиция работ живописцев первой половины XIX столетия состоит из более чем 1000 работ. Среди них: В. А. Тропинин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, О. А. Кипренский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов. Вторая половина XIX века — работы А. К. Саврасова, В. В. Верещагина, Н. Н. Ге, И. И. Шишкина, В. Г. Петрова, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. К. Айвазовского, И. Е. Репина.
Среди художников конца XIX — начала XX веков наиболее известны И. И. Левитан, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров. В Новой Третьяковке, расположенной на Крымском Валу, размещены картины художников, живших в начале XX столетия, во времена СССР и в современной России. Это К. С. Малевич, М. З. Шагал, В. В. Кандинский.
Это «Черный квадрат» К. Малевича. Стоимость этой работы оценивается экспертами в 85 миллионов долларов США.
На двух этажах здания расположены 62 зала.
Главный корпус музея расположен по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, дом 10. Легче всего туда добираться на метро, доехав до ближайшей станции «Третьяковская».
Так кратко выглядит история создания Третьяковской галереи, главного музея нашей страны и одного из самых знаменитых в мире. Это одна из достопримечательностей Москвы, куда в первую очередь идут иностранные туристы. Журнал The Art Newspaper внес галерею в топ-10 самых популярных музеев планеты в 2021 году. А в 2022 году авторы издания признали этот музей самым лучшим в мире. Ежегодно в галерею приезжает от 1,5 до 2 миллионов человек.