28.02.2024
2381
О чем речь? Сталинские высотки в Москве были заложены сразу после войны, в 1947 году. Однако появились они не одновременно, и последнюю из них достроили уже после смерти Сталина, в 1957 году.
На что обратить внимание? Всего сталинских высоток в Москве семь, хотя по изначальному плану должно было быть восемь. Сегодня часть из них представляет собой жилые дома, другие – отели, а две из них – здания МИДа и МГУ. Но интересно не это, а их архитектура и местоположение.
Первые камни в основание всех высоток были торжественно помещены в 1947 году в день 800-летия Москвы. Целью их появления была демонстрация мощи и величия Советского Союза и его народа.
Первоначально планировалось возвести восемь зданий, но строительство одного из них, запланированного на месте нынешнего парка Зарядье, не было завершено из-за возникших финансовых проблем. Позже фундамент, сделанный под него, был использован при постройке гостиницы «Россия».
Сталинские высотки в Москве, определившие облик послевоенного города, создавались в стиле, который западные СМИ и советское архитектурное общество позже именовали сталинским ампиром. Пресса на западе рассмотрела в этом злую иронию: в период, когда после тяжелой долгой войны советское общество с трудом восстанавливалось, огромные средства направлялись на возведение зданий, показывающих мощь и силу страны.
В сталинском ампире переплелись элементы разных стилей архитектуры, поэтому внешний вид высоток включает детали ар-деко, монументализма и неоклассики. Для сталинского ампира характерен роскошный декор и сложные композиционные решения. Это отличает его от предшественника — конструктивизма. На всех высотках есть шпили, которые были сделаны в угоду Сталину, так как он любил готику в архитектуре.
Проект многократно изменялся, причем иногда даже на строительной площадке. Архитекторы и строители применяли новые, современные, а иногда и необычные для тех дней технологии. Например, когда строился дом на Красных Воротах, рабочие предложили заморозить почву и возводить здание под наклоном. Когда земля оттаяла и осела, то постройка выровнялась.
Похожие по стилю здания встречаются и в других городах нашей страны, а также за границей. Сталин был уверен, что новые символы мощи советской власти повлекут за собой возрождение и обновление всей страны. Высотки были построены в Киеве и Челябинске, а также Праге, Риге, Бухаресте и Варшаве.
В народе есть мнение, что расположение высоток не случайно. Якобы Сталин самостоятельно определял место постройки своих домов в соответствии с тайными сакральными целями и пристально следил, чтобы здания строили именно там, где он указал, и не сдвигали даже на несколько метров.
Ему было все равно, что семь высоток попали на геологические разломы и в другие, неподходящие для постройки, места. Одну пришлось возводить прямо над метро, другую — в критической близости от грунтовых вод, еще под одной почва была настолько зыбкой, что ее понадобилось замораживать, и так далее.
На такие трудности и риск, по убеждению людей, вождь отвадился пойти только ради того, чтобы здания сформировали планетарную систему с Кремлем (солнцем) внутри, что сделало бы власть правителя еще прочнее.
А по историческим данным то, сколько сталинских высоток в Москве, определилось не по числу планет, а по возрасту самого города. В 1947 году Москве было 800 лет (она была основана в 1147 году) и каждое столетие ее жизни должно были иметь свою высотку.
Что же касается их расположения, то здесь действительно есть странности. Архитекторы до сих пор гадают, как Сталин смог так четко ткнуть пальцем. Ведь самое необычное в этих зданиях — это не их архитектурные особенности, а именно местонахождение.
Знаменитые сталинские дома не являются уникальными. Например, здание Московского Государственного Университета почти не отличается от здания муниципалитета в Нью-Йорке, построенного еще до Первой мировой войны. А здание Министерства иностранных дел удивительно похоже на дом оперы в Чикаго, возведенный еще в тридцатые годы.
По настоящему уникальным и дающим повод для гордости является градостроительный компонент.
В США ни опера, ни муниципалитет, ни какие-либо еще здания не стали архитектурными доминантами. Они построены настолько близко друг к другу, что забивают и перекрикивают друг друга. В России же, за счет верного выбора места, они образуют доминанты.
Поэтому, если действительно Сталин сам определял расположение построек, то сделал он это виртуозно.
Например, высотка на Красных Воротах занимает наивысшую точку Садового кольца, а здание на Котельнической набережной грамотно поставлено на излучине реки, там, где высотной застройки не было — одна его часть расположена вдоль Москвы-реки, а другая — вдоль Яузы. Значение гостиницы «Ленинградской» (высотки на Комсомольской площади) трудно не оценить — она является точкой входа в столицу. Высотка, подобно алтарю, замыкает площадь вытянутой формы.
Строительство всех семи сталинских высоток в Москве было начато одновременно, но история постройки и разных перемен у каждой собственная.
Это самая невысокая из всех «семи сестер». При ее строительстве требовался очень крепкий каркас и установка дополнительной опоры из свай длиной 10 метров. Такие серьезные требования к конструкции объясняются ландшафтными особенностями: через площадь под землей текли речки Чечёра и Рыбинка.
Фасад гостиницы создан по канонам традиционного русского зодчества (это отражено во внешнем виде башни) и стиля барокко (есть разделенные фронтоны с раковинами). Внутренняя отделка этой высотки была самой богатой из всех — стоит только сказать о занимающей несколько этажей 15-метровой люстре-гирлянде из бронзы. Благодаря ей дом оказался в книге рекордов Гиннеса.
Именно за это здание в 1954 году зацепились критики сталинской архитектуры. Архитекторы Александр Борецкий и Леонид Поляков были признаны виновными в чрезмерном расходовании денег, их обвинили в неправильной трактовке соцреализма и «буржуазной помпезности». Кроме того, у них забрали Сталинскую премию, хотя получили они ее именно за проект здания.
У нее много названий, например, она знакома как Дом авиаторов, так как куратором ее строительства выступало Министерство авиационной промышленности. Еще ее определяют как высотка на Кудринской площади, а в советское время ее именовали высотка на площади Восстания.
Центральная секция дома состоит из 33 этажей. Здание имеет мощный стилобат, оформленный гранитом. Если его обойти кругом, то вы окажетесь ниже дверей в подъезд на несколько метров.
Высотка имела свою инфраструктуру, в ней была почта, кинотеатр «Пламя», кафе-мороженое, парикмахерская.
Из всех историй про это сооружение самой известной считается история про шпиль. По изначальным планам многие высотки не должны были иметь шпили, но именно о здании МИД ходят легенды, что сам Сталин был недоволен тем, что оно завершается плоской крышей без башни, и потребовал это исправить.
На самом деле не ясно, почему было принято решение о приставке шпиля к уже строящемуся зданию, тогда как на других высотках шпили были указаны в проекте.
Именно из-за того, что сначала в планах шпиля не было, пришлось его сделать невысоким и в качестве материала взять металл, покрашенный под цвет дома, чтобы не создавать сильное давление на каркас. Сегодня цветовая гамма шпиля заметно отличается окраски самой высотки. Недавно его заменили, а заодно провели очистку верхней части высотки, в результате она вернулась в свой первоначальный светло-бежевый цвет.
Это — единственная среди всех высоток, в которую вмонтировали наземный вестибюль метрополитена. Инженерам пришлось решать сложную задачу, так как нужно было параллельно возводить небоскреб и создавать дополнительный выход из метро. Задача осложнялась наличием водонасыщенных грунтов.
Сейчас эскалатор метро разъединяется промежуточной площадкой, и вторая его часть идет уже под другим углом. Необходимость в этом возникла из-за плавунов.
Также для того, чтобы упрочить фундамент, было принято решение заморозить почву вокруг котлована на период стройки. Для этой цели были проложены трубы с раствором хлористого кальция. А чтобы из-за вспученного грунта здание не наклонилось, высотку сразу стали возводить под углом. Расчеты осуществлял конструктор Виктор Абрамов, а проект здания создавал Алексей Душкин. Он же разработал проекты таких станций метрополитена, как «Кропоткинская», «Маяковская», «Автозаводская», «Площадь Революции», «Новослободская».
Это жилой дом, который спроектировал Дмитрий Чечулин. Планировалось, что он создаст и восьмую высотку в Зарядье. Эта сталинская высотка на набережной в Москве имеет два боковых корпуса, расположенных под прямым углом к усеченной вершине. Один из корпусов вытянут по Подгорской набережной Яузы, другой — вдоль Котельнической набережной Москвы-реки.
Высотная часть на уровне боковых башенок оформлена декоративными аркадами, снизу отлично заметны примерно на этом же уровне крупные фигуры комсомольцев.
Эта высотка также имеет характерные украшения — маленькие башни с «витыми» элементами на конце или шарами. Они похожи на пинакли — традиционные детали готики средневековья.
В этом элитном доме действовал кинотеатр «Иллюзион», почтовое отделение, салоны красоты, шахматная школа, магазины, художественная студия, прачечная, филиал гостиницы «Варшава».
Список жильцов также поражает — это и писатели Константин Паустовский и Василий Аксенов, и дрессировщица Ирина Бугримова, и актеры Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Михаил Жаров, и режиссер Роман Кармен, и актер театра и кино Александр Ширвиндт, и поэты Андрей Вознесенский и Роберт Рождественский, и певица Людмила Зыкина, и композитор Никита Богословский.
Эта гостиница была сдана самой последней из всех. Ее сначала планировали возвести на Ленинградском шоссе в районе стадиона «Динамо». Потом стали искать другую площадку и в 1953 году, когда Сталин умер, стройку едва не остановили. Говорят, что Хрущева удалось убедить все же построить гостиницу после того как ее название с «Дорогомиловской» было изменено на «Украину».
Сама гостиница занимает центральный корпус, а боковые корпуса заняты квартирами. Башенки с боков сделаны в виде пшеничных снопов.
Архитектура здания органично сочетает в себе передовые для того времени технологии строительства и традиционные фрагменты дворцового зодчества. Строгость и величие зданию придают угловые башенки, строгая геометрия флигелей, шпиль основного корпуса.
Согласно проекту наибольшая высота должна была быть у восьмой высотки в Зарядье, но поскольку ее так и не поставили, это звание досталось Главному зданию МГУ. Сначала над проектом трудился Борис Иофан, но возникли разногласия относительно точного местонахождения стройки, из-за которых он был отстранен от процесса, а архитектором был назначен Лев Руднев.
Фундамент и каркас здания был разработан будущим автором Останкинской телебашни, выдающимся конструктором Николаем Никитиным. Он применил совершенно другие технические решения, включая гибкие колонны в нижней части дома, коробчатый фундамент, металлические колонны с крестовидным сечением. Это позволило на сложном грунте возвести дом без применения температурных и осадочных швов. До 1997 года Главный корпус МГУ носил титул самого высокого здания в Европе.
Еще во время строительства вокруг этих зданий наросло множество мифов.
Легенда первая: «Когда Сталину представили на утверждение проект здания Министерства иностранных дел, он прямо на чертежах добавил своим знаменитым синим химическим карандашом шпиль. Чтобы проект не пришлось радикально изменять, шпиль создали из фанеры. С того времени каждое 31 декабря ночью тайные рабочие поднимаются на крышу высотки и реставрируют облезлую краску, пока вся страна ест «Оливье». Краска загустевает на морозе, плохо ложится и вспучивается пузырями. Со стороны Киевского вокзала это особенно хорошо видно».
На самом деле настоящая история возникновения шпиля на здании министерства неизвестна. Есть версия, что Сталин дорисовал шпиль не во время утверждения проекта, а когда дом уже был построен, и строителям пришлось срочно доделывать его в минимальные сроки из подручных материалов.
Легенда вторая: «При постройке химического факультета Московского государственного университета были установлены колонны из яшмы из храма Христа Спасителя, оставшиеся после его сноса, да в целом здание главного российского ВУЗа содержит разнообразные фрагменты от разрушенных архитектурных памятников (например, Рейхстага)».
Этот слух был порожден тем обстоятельством, что химический факультет когда-то, и правда, был укомплектован трофейными вытяжными шкафами из Германии. В отношении колонн из яшмы можно сказать, что ни один источник не говорит о том, что они действительно были в храме Христа Спасителя.
Легенда третья: «Дом на Котельнической набережной оснащен сетью специальных тайных ходов, которые бдительные чекисты использовали для прослушивания разговоров жильцов. Некоторые жители говорили, что из ходов иногда даже было слышно голоса».
Да, высотка действительно имеет служебные помещения, но там разговаривают сантехники и электрики, чьи голоса и слышат иногда жильцы.
Легенда четвертая: «Под основным зданием МГУ расположена ветка тайного метро правительства, куда можно попасть через КПП зоны «Б»».
В печатных изданиях много раз были сообщения о существовании такого правительственного «Метро-2» от Кремля до аэропорта «Внуково», приводились даже его схемы, но официально не было озвучено ни одного заявления.
Легенда пятая: «Главное здание МГУ строилось заключенными. Чтобы не терять время на конвоирование, они были размещены на 26 этаже здания (конвоиры посчитали, что оттуда невозможно убежать). Но один заключенный смог сделать из фанеры что-то похожее на дельтаплан и шагнул вниз». С этого места легенда имеет несколько версий. Одна из них говорит о том, что заключенный был расстрелян еще в полете, а другая — что его поймали в момент приземления и Сталин освободил беглеца, пораженный его отвагой. Третья версия предполагает, что он перелетел через Москву-реку и сумел скрыться.
В реальности из главного здания МГУ прыгали парашютисты, поэтому такой полет совершить было вполне возможно. Но официального подтверждения этой истории нет.
Если узнать, где находятся сталинские высотки в Москве, то посмотреть на них можно и самостоятельно. Самая доступная из них — это бывшая гостиница «Украина». Если забронировать номер в гостинице или столик в высотном ресторане (например, Mercedes Bar или Buono), то можно попасть внутрь. Но исторический интерьер там не сохранился, так как гостиницу ремонтировали после приватизации в 2011 году. Увидеть получится только интересный плафон «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине». Так получилось, потому что на тот период здание не имело титула объекта культурного наследия.
На первом этаже гостям представлена диорама «Москва — столица СССР», которую делали по заказу министерства Иностранных дел в 1977 году для Национальной выставки в США. Этот уникальный лот был выкуплен на аукционе и снова привезен в Москву. На нем даже видна гостиница «Россия».
Эта высотка — не только гостиница. В корпусах с боков расположено 250 квартир. Если там живет ваш друг или знакомый, или какая-нибудь квартира сдается в аренду, то так можно будет попасть внутрь и посмотреть интерьер.
Как попасть в другие сталинские высотки Москвы:
Все сталинские высотки расположены далеко друг от друга и если кто-то захочет посмотреть их все сразу, то это осуществить будет непросто. К тому же они очень большие и все детали их фасадов, а также шпили рассмотреть трудно. Но выход есть — все здания можно изучить в одном месте на макетах.
Нужно пройти через проходную здания РГСУ на улице Вильгельма Пика (находится напротив ВГИКа) и идти прямо. Справа будет арка «Мосфильма», здание нужно обойти вокруг и тогда вы попадете на площадь с макетами высоток.
Возникает вопрос, для чего здесь стоят эти макеты и как они тут появились? В 2017 году Тверская улица на День города была украшена макетами сталинских высоток и некоторых других зданий Москвы. После празднований макеты были перевезены сюда.
Сами здания имеют много положительных качеств. Это красивые постройки, хоть и родом из сталинской эпохи. Жильцы могут любоваться своими домами из разных точек города, а в пешей доступности находятся практически все интересные точки в центре Москвы.
В 2016 году здесь был проведен капитальный ремонт, во время которого полностью поменяли счетчики и электропроводку. Поэтому в высотках, в отличие от других строений того периода, больше не выбивает пробки. Исключением являются только действительно опасные ситуации.
Еще одно преимущество — эти дома первые в городе получили горячее водоснабжение и центральное отопление от теплосети города. Летом здесь никогда не бывает отключений воды, так как есть возможность ремонтировать трубы без полного перекрытия.
В этих домах между этажами перекрытия деревянные, поэтому имеет место плохая шумоизоляция.
Водяные коммуникации заложены между квартирами в стенах и при прорывах труб их заливает вода.
Пыль — даже если окна квартиры выходят не на дорогу, а во двор, все равно в них проникает много пыли, особенно в летний период. В решении проблемы помогает робот-пылесос и очиститель воздуха.
Проблемы с сотовой связью на всех нижних этажах. Особенно это заметно в доме на Котельнической набережной и объясняется наличием толстой стены с одной стороны и Швивой горки с другой.
Ежегодно в мае проходят репетиции парада победы, и автобусы с военными часто стоят рядом с высотками. Хорошо, что солдаты внимания на жильцов не обращают.
Несмотря на наличие консьержей в парадных часто бывает много посторонних, иногда туда приходят экскурсионные группы. А бывает и так, что снаружи снимают какой-нибудь фильм, и приходится ждать окончания съемок, чтобы выйти из дома.
В холлах высоток в дни выборов открываются избирательные участки и в это время посторонних там тоже очень много. Для обеспечения безопасности в такие дни дома охраняются Росгвардией и оборудуются рамками металлоискателей.
Жилье в высотках стоит дорого — в зависимости от состояния, площади и ремонта цена двухкомнатной квартиры начинается от 25 миллионов рублей.
Эти дома кинорежиссеры снимать очень любят, благодаря чему каждый из нас может получить хотя бы минимальное представление об их наполнении. Например, в кинокартине «Москва слезам не верит» Людмила и Катерина заселяются в высотку на Кудринской. При этом вид из окна взят из дома на Котельнической.
О квартирах в сталинских высотках в Москве говорят, что они очень просторные. Потолки там действительно высокие, четырехметровые, а вот некоторые комнаты по сегодняшним критериям очень тесные. Обычными в таких домах являются узкие длинные комнаты, размером 4,5 х 2 метра. Но такой вариант еще считается хорошим. Например, у Галины Улановой в квартире на Котельнической набережной кухня имела вид вытянутой трапеции. В таком помещении балерине некуда было поставить даже холодильник, поэтому он нашел свое место в коридоре.
В этом здании есть настоящие квартиры. Они представляют собой 2-х, 3-х и 4-х комнатные апартаменты и оборудованы всем необходимым для жизни. Там есть мебель, комната для прислуги, несколько балконов, с которых открывается вид на достопримечательности столицы. Продавать такие квартиры нельзя, но жильцы могут регистрировать в них родившихся детей. Так что реализовать такую квартиру после смерти бабушки, чтобы с удобством расселиться, потомки не смогут.
Сталинские высотки в Москве, наряду с другими достопримечательностями, являются визитной карточкой города. Некоторые из них открыты для частичного посещения, а купить квартиру в них может любой человек, если располагает достаточными финансами.