22.02.2024
2182
Чем знаменит? Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга — не только архитектурное чудо, но и духовный оазис в сердце города. Основанный в XVIII веке, он стал свидетелем многих исторических событий. Величественный фасад собора украшен роскошными колоннами и статуями, а его интерьер поражает изысканностью росписей и мозаик.
Что учесть? Собор активно функционирует: проводятся богослужения, действует воскресная школа. Место притягивает не только верующих, но и туристов со всего мира, для которых организованы экскурсии.
История возведения Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге уходит корнями в середину XVII века. Дочь Петра I Елизавета приняла решение о строительстве храма после смещения с престола немки, Анны Леопольдовны. Дворцовый переворот был проведен с участием «потешного» полка Петра I. Автор проекта — Михаил Земцов. После его смерти работу продолжил зодчий Пьетро Трезини. Он отступил от русского классицизма и внес некоторые архитектурные элементы стиля барокко.
В ознаменование своей победы Елизавета приказала воздвигнуть собор на внутреннем дворе гренадерской роты Преображенского, бывшего «потешного» полка. В 1743 году, 9 мая, началось его строительство. Первый камень в фундамент храма государыня пожелала заложить собственноручно.
Возведение храма происходило под неусыпным контролем Елизаветы Петровны. Она не только изыскивала средства для строительства, но и давала указания архитектору по отделке внутреннего интерьера и внешнего дизайна собора. В 1745 году 5 августа (по юлианскому календарю) архиепископ Сильвестр освятил храм. Ритуал был проведен при личном участии императрицы.
Такова история возникновения пятиглавого Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Спустя несколько десятилетий после завершения строительства, во времена правления Павла I, Спасо-Преображенский собор был удостоен почетного звания «Собор всей гвардии». Событие произошло 12 ноября (по григорианскому календарю) 1796 года.
20 августа 1825 года (по григорианскому календарю) вследствие возникшего пожара храм почти до самого основания выгорел. Несмотря на это, основной фонд ценных икон был спасен. Судьбой собора озаботился Александр I, по приказу которого уже в 1827 году приступили к восстановительным работам. Архитектор Василий Стасов представил проект восстановления храма в стиле ампир. Ему была оказана всесторонняя помощь со стороны известных по тем временам зодчих Ф. П. Брюлло, М. Колля, художников А. Е. Егорова, Ф. И. Брандукова и И. К. Шебуева.
В один из главных церковных праздников — Преображение Господне — 5 августа (по юлианскому календарю) 1829 года была проведена церемония освящения главного алтаря. Этот день был ознаменован молебном в честь российских войск, которые одержали победу в русско-турецкой войне.
С 1825 по 1829 год восстановительными работами, как уже было упомянуто, занимался архитектор Василий Стасов. По его рисункам было воспроизведено царское место и резная сень в алтаре. Главное украшение храма — иконостас. Последний выполнен по образу триумфальной арки. Знаменитая пятиярусная люстра из бронзы принадлежит руке мастера А. Дипнера.
В середине XVIII века на одной из башен храма были смонтированы куранты, которые привезли непосредственно из Англии. Сегодня именно так и выглядит Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге.
Храм приобрел особую популярность. В благодарность за выполненную работу архитектор Стасов поучил от императора презент — бриллиантовый перстень ценой примерно в 1 тысячу рублей, которые сберег зодчий при возведении ограды из частей вражеских пушек.
По эскизам Стасова территория близ храма была отведена под парк. Изящная ограда включала три десятка гранитных оснований. Между ними была установлена железная решетка. Украшениями оснований служили направленные вниз дула турецких орудий.
Помещение храма стало хранилищем знамен и трофеев войны с Османской империей. Слева от входа находились азиатские военные трофеи, а справа — из Европы. Одних только полковых знамен насчитывалось порядка 488. Помимо этого сохранились 16 флагов, 2 жезла и 10 бунчуков, захваченных в русско-турецкой войне. Для хранения мундиров Александра I, Николая I и Александра II отведены специальные шкафы. Спасо-Прображенский собор стал главным военным храмом Санкт-Петербурга.
В 70-е годы XVIII столетия в соборе была организована благотворительная деятельность. Появились классы для детей солдат и офицеров, трапезные, богадельня. Семьям военных выделяли бесплатное место для проживания. Позднее, уже в начале XIX века появилось Братство трезвости и целомудрия. В честь праздника Преображения Господня на территории собора устраивали базар, где продавали фрукты, главным образом яблоки. В среде христианских верующих праздник принято называть Яблочным спасом.
Революция 1917 года нанесла храму значительный урон. Пропали драгоценные облачения и иконы. Однако храм не прекратил свою деятельность. Трофеи русско-турецкой войны, которые хранились в соборе, в 1918 году были перенаправлены в Артиллерийский музей. В середине XIX века знамена лейб-гвардии и оружие гвардейцев разместили на новом месте — в военном отделе Эрмитажа.
Во время обороны Ленинграда в блокадную зиму, самый тяжелый период в истории города, священники продолжали проводить богослужения. Ими было организовано бомбоубежище, которое вмещало порядка 400–600 человек. Служители оказывали посильную помощь всем, кто в ней нуждался. Снабжали дровами, раздавали кипяток, свечи, лечили пострадавших от бомбежки.
Еще в довоенные годы рачительными служителями собора был создан солидный запас строительных материалов. Он и послужил топливом для печек буржуек, которые были сделаны прихожанами из листов железа. Выбитые стекла в храме заделывали фанерой или картоном. В период с 1946 по 1948 год был выполнен огромный объем работ по реставрации сооружения. Обновили фасад и внутренний интерьер. Собор не прекращал действовать и в советский период.
Величественный пятиглавый Преображенский собор в Санкт-Петербурге расположен в центральной части Преображенской площади, которая находится недалеко от Литейного проспекта.
В интерьере храма преобладают черты позднего классицизма, которые придают сооружению торжественный и одновременно лаконичный и строгий вид.
Площадь храма равна 1180 квадратных метров. В высоту собор простирается на 41,5 метра и может единовременно вместить порядка 3 тысяч посетителей. Стены сооружения декорированы барельефами, в оформлении которых тесно переплетаются военные и библейские сюжеты. Фасад главного входа украшен двенадцатиметровым портиком и колоннами с характерными чертами ионического архитектурного ордера — капителями.
Главный купол Преображенского собора украшен световым барабаном. По периметру расположены четыре главки-колокольни. В той, что находится со стороны северо-запада, установлены куранты — башенные часы. Они были привезены из Великобритании в 1854 году. Во внутреннем убранстве сразу привлекает внимание икона Преображения Господня. Рядом с ней всегда горит лампада. В сквере храма можно видеть небольшую удивительной красоты часовню. Она была построена по проекту известного зодчего того времени Ивана Слупского. Часовня примечательна тем, что в ней установлена икона Тихвинской Богоматери, которую принято считать главной святыней всей России.
Здание храма включает три пристройки — освященные приделы. Главная пристройка — в честь Преображения Господня. Пристройка с левой стороны — в честь мучеников Климента Первого и архиерея Петра. Южная пристройка была освящена во имя Сергия Радонежского Чудотворца. Торжественную обстановку в Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге создает естественный свет, который проникает сквозь оконные проемы.
Обращает на себя внимание расписанный образами ангелов на лазурном фоне свод купола, в центральной части которого выполнено изображение Варфоломеевской звезды. В парусах главного купола установлены иконы четырех евангелистов, написанные живописцем Дмитрием Мартыновым. Подкупольное пространство украшено пятиярусным паникадилом в 120 свечей. Для создания малых люстр с 64 свечами мастер Дипнер использовал бронзу.
Пространство между иконами украшено изображениями ангелов. В их руках находятся предметы — орудия страстей Христовых, которые были использованы во время распятия Христа. В центральной части храма располагается иконостас, выполненный в виде арки по эскизам зодчего Василия Стасова. Иконы принадлежат кисти Василия Шебуева, Григория Угрюмова и других талантливых художников-иконописцев.
В качестве декоративных элементов алтаря выступают колонны и пилястры. В левой части расположена церковная кафедра, украшенная гирляндами. На центральной части видна надпись «Услышьте слово Господне!». Справа от алтаря, рядом с колоннами, находится «царское место». Элементами декора служат основные символы монархии. Это меч с венком из кистей винограда, скипетр, два орла из бронзы и императорская корона. Здесь же можно видеть великолепное панно, которое наглядно повествует историю подвигов Преображенского полка.
От внутреннего убранства Преображенского собора в Санкт-Петербурге веет домашним уютом. Особенно привлекает внимание резьба с позолотой на белом фоне, которой украшена триумфальная арка. В царские врата вписаны четыре иконы. Это Благовещение Пресвятой Богородицы, апостолов — Матфея и Иоанна, Марка и Луки, Архангела Гавриила.
Центральное место в третьем ярусе иконостаса занимает икона Воскресение Христово, по обе стороны от которой размещены образы апостолов. Венцом композиции служит икона Господа Саваофа — титула Бога в традициях иудеев и христиан. Господь изображен на облаках в окружении четырех ангелов.
Сквер Спасо-Преображенского собора обрамляет ограда. Она была изготовлена по эскизам архитектора Стасова в 30-е годы XVIII века. Символизирует героизм русских военных, проявленный в русско-турецкой войне.
В жесточайших сражениях погибло порядка 10 тысяч солдат. Около 110 тысяч стали жертвами болезней во время похода. В память о героическом сражении было воздвигнуто необычное по форме ограждение.
В основу ограды заложили трофейные орудия, которые по велению Николая первого были переданы в качестве дара Спасо-Преображенскому храму в Санкт-Петербурге. На стволах пушек можно увидеть гербы Османской империи. На них выгравированы имена орудий «Дарю лишь смерть», «Гнев Аллаха» и другие.
Ограждение включает 102 ствола от орудий, взятых в плен во время войны. Для их установки потребовалось 34 основания. Материалом для их изготовления послужил гранит. На каждом основании зафиксировано по три ствола. Обращает на себя внимание тот факт, что стволы установлены дулом вниз. Это символ того, что участвовать в войне они больше не будут.
На каждом гранитном основании средний столб отмечен двуглавым орлом с золотым покрытием. Цепи из чугуна соединяют группы стволов в единую композицию.
Главные ворота храма украшены изображениями наград за участие в русско-турецкой войне. На одной из сторон каждой медали выгравирована надпись «За Турецкую войну», на другой — дата военных действий.
Собор был окружен орудиями, которые находились в собственности у Преображенского полка.
После окончания революции внешний облик ограды изменился. Двуглавые орлы с позолотой и медали с главных ворот собора были сняты и уничтожены. Только в 2004 году посетители храма вновь смогли увидеть восстановленные реликвии.
Где расположен храм
На каком общественном транспорте можно добраться до храма
Правила посещения Спасо-Преображенского собора
Важная информация! По причине того, что храм действующий, фотосъемка запрещена для всех посетителей!
Следуйте принятому в Преображенском соборе Санкт-Петербурга дресс-коду:
Гвардейцы Преображенского полка помогли Елизавете Петровне занять престол. В ответ на помощь и в честь своего восхождения на престол императрица повелела возвести самый большой по тем временам собор. Местом для строительства сооружения была выбрана Преображенская площадь, где располагался штаб одноименного полка.
На этот вопрос нет однозначного ответа. Некоторые считают, что храм продолжал действовать даже в самые сложные исторические моменты, потому что он был обновленческим. Действительно, историки подтверждают: такие периоды существовали. Однако они были слишком непродолжительными, чтобы иметь решающее действие. Многие склоняются к версии, что у храма существовал могущественный прихожанин, который так и не раскрыл себя. Остается только догадываться, почему такое редкостное явление коснулось именно этого храма.
Вне всяких сомнений гордостью храма был и остается хор. Чтобы насладиться его пением, люди приезжают в собор из разных частей города. В состав хора входят профессиональные исполнители высокого класса. Есть немало солистов Капеллы и Малого театра оперы. Репертуар традиционно включает только духовные музыкальные русские произведения. Главный регент хора Алексей Шибанов тщательно относится к выбору репертуара, сохраняя преемственность традиций. Этому способствует создание в Воскресной школе детского хора. Молодые исполнители перенимают мастерство участников хора, радуют прихожан своими успехами.
Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге уже на протяжении почти трех столетий остается местом, где люди, по словам паломников со всего мира, получают мощный заряд духовной силы, ощущение умиротворения. Это значимый центр для верующих, которые исповедуют христианство. Исторический памятник за всю историю существования, даже в самые трагические моменты, не переставал выполнять свое предназначение. Короткая экскурсия в прошлое поможет лучше понять самобытную культуру героического города на Неве.