13.02.2024
3369
О чем речь? Разводные мосты Петербурга – визитная карточка города, привлекающая сотни тысяч туристов ежегодно. Как правило, экскурсия включает 2–4 объекта, однако всего таких сооружений 12, и у каждого – своя история.
На что обратить внимание? Планируя посещение разводных мостов, нужно помнить, что их поднимают в период навигации – с апреля по ноябрь (конкретные даты зависят от погоды). При этом некоторые размыкают дважды за ночь и в дневное время.
Санкт-Петербург, построенный в устье реки Невы на островах, известен своими многочисленными каналами, подобно Венеции или Амстердаму. Расчищая естественные протоки и превращая их в каналы, строители осушали болотистую почву, лежащую в основании города. Эти водные пути служили судоходными артериями для доставки грузов и товаров. Император Петр Алексеевич, вдохновленный европейским устройством жизни, хотел, чтобы горожане плавали по каналам на лодках, как жители Амстердама. Поэтому при Петре I мосты не строились; по крайней необходимости возводили временные деревянные.
Был обнародован царский указ, обязывающий каждого горожанина иметь лодку, чтобы передвигаться и перевозить по воде людей и грузы. Зимой жители передвигались по каналам на повозках, пешком или …на коньках.
Деревянные мосты, которые позже заменялись капитальными, из чугуна или камня, начали строиться через речки Мойку и Фонтанку. На Неве долгое время вообще не было таких переходов, кроме летнего наплавного Исаакиевского (состоявшего из связанных между собой плотов), что соорудила императрица Екатерина I через два года после смерти Петра. Он соединил Сенатскую площадь с Васильевским островом. Лишь спустя 35 лет после смерти Петра Алексеевича в Петербурге построили первый каменный мост. Капитальная же сухопутная переправа на Неве появилась только через 147 лет с даты официального образования города.
Сейчас в Санкт-Петербурге насчитывается 342 моста! Это много, хотя по сравнению, например, с Гамбургом, где их более двух тысяч, цифра скромная. Благодаря своей красоте, именно они стали неотъемлемой, самой впечатляющей частью облика города. Разводные мосты Петербурга – его визитная карточка.
Навигация на Неве длится с апреля по ноябрь с поправками на капризы погоды. Мосты разводятся точно по часам, даже если по реке не проходит ни одно судно. Все водители города имеют под рукой расписание движения этих сооружений Петербурга, иначе можно зазеваться и надолго застрять перед переездом. Туристам также оно пригодится: есть в любом путеводителе, а с интернетом это вообще не проблема. Планируете экскурсию специально чтобы полюбоваться этим зрелищем – на всякий случай уточните расписание разведения мостов на этот день.
Следует помнить, что установленный распорядок не учитывает незапланированных изменений и обстоятельств. Некоторые мосты Петербурга разводятся дважды за ночь. Это впечатляющее зрелище уже само по себе стало достопримечательностью города, которую мечтает обязательно лицезреть каждый турист.
Лучшим временем, чтобы увидеть разведение мостов в Санкт-Петербурге, считается знаменитый сезон белых ночей. Это природное явление само по себе необычно и интересно. Вам повезло, если вы застали поднятие этих переходов в действии в такой поэтический момент.
Разведение мостов в Питере происходит ночью, с часу до пяти. Это не дань романтике: днем этот процесс остановил бы весь городской транспорт. Немногие догадываются, что работа разводных мостов Петербурга зависит от погоды: мосты не поднимают при скорости ветра больше 15 метров в секунду и при температуре воздуха выше плюс 25 °С. Также они не «работают» в дни государственных праздников. С другой стороны, есть события – День военно-морского флота, День речного флота, праздник выпускников «Алые паруса», когда мосты разведены весь день.
Сколько же таких сооружений в Петербурге? Всего их было построено восемнадцать, в наши дни действуют двенадцать на важнейших судоходных участках рек. Разводные мосты Санкт-Петербурга – не только уникальные технические конструкции: они признаны в мире истинными шедеврами архитектуры, созданные гениальными инженерами и конструкторами. Поэтому каждому стоит увидеть их в действии хотя бы раз в жизни.
Самый известный из разводных мостов Петербурга – Дворцовый – находится прямо в центре города, вблизи Зимнего дворца. Во второй половине XIX века была построена переправа, чтобы соединить здание Биржи (Васильевский остров) и главный императорский дворец (2-й Адмиралтейский остров). В 1913 году появился разводной металлический мост длиной 250 метров. По нему проходили трамвайные пути, позже они были демонтированы.
Ориентиры для поиска Дворцового моста:
Был построен в 1850 году и стал первым капитальным мостом северной столицы, соединившим 2-й Адмиралтейский и Васильевский острова. Назван в честь одноименных площади и собора, находящихся рядом. Одна сторона Благовещенского моста смотрит на Неву, другая – на Финский залив. Строение открывал лично император Николай I: вместе с сыновьями он первым пешком прошел по нему. Народ кричал «Ура!». Позже собор снесли, площадь переименовали. Мост прозывали Николаевским, лейтенанта Шмидта, но позже ему вернули имя Благовещенского.
Ориентиры для поиска:
Самый длинный из разводных мостов Питера – Александра Невского (906 метров). Построен в 1965 году, назван в честь новгородского князя. Является границей старой части города. Из-за ошибок в инженерных расчетах сооружение обрушалось и восстанавливалось. Мост связывает Центральную часть города с Красногвардейским районом.
Адреса зданий рядом с мостом Александра Невского:
Васильевский и Петроградский острова соединяются Биржевым мостом, перекинутым через Малую Неву и названным в честь расположенной рядом Биржи. Металлическое сооружение построено в 1960 году. Одно время имя меняли, и он назывался мостом Строителей. Впоследствии историческое название вернули. С высоты птичьего полета видно, что Биржевой и Дворцовый разводные мосты Петербурга красиво, симметрично расположены по обе стороны стрелки Васильевского острова.
Найти Биржевой помогут адреса:
Разводной Большеохтинский мост Петербурга, соединяющий центральную часть города с районом Малая Охта, был построен в 1911 году и назван по имени реки Большая Охта, здесь протекающей. Считается не только красивейшим в Петербурге, но и одним из мировых архитектурных шедевров. В центральной части моста расположены башни, внутри которых находятся механизмы, разводящие и сводящие его полотна. Первый ремонт Большеохтинскому потребовался через 60 лет эксплуатации. Это свидетельствует о высокой квалификации специалистов, разработавших и построивших это чудо техники.
Большеохтинскую переправу помогут найти адреса:
Ещё один разводной мост Санкт-Петербурга был построен над Невой в 1936 году и назван Володарским в память убитого в этом районе марксиста. Железобетонная конструкция с арочными пролетами считалась уникальной, так как при строительстве использовались последние инженерные технологии. Однако новаторство в данном случае себя не оправдало: вскоре стало очевидно, что мост не выдерживает нагрузок и постепенно разрушается. В него не раз врезались суда, в 1991 году с ним столкнулся нефтяной танкер. Начались работы по реконструкции и перестройке, в результате в 1993 году на месте прежней конструкции был воздвигнут новый металлический мост без арочных элементов.
Володарский располагается рядом с адресами:
Над самой глубокой частью реки Невы (24 метра) построен этот старейший из разводных мостов Санкт-Петербурга. Дата открытия – 1879 год. Строительные работы проходили в тяжелейших условиях, сопровождались авариями. Смета была превышена в полтора раза, но по красоте ему не было равных. Впервые в мировой практике мост был освещён электричеством. Реконструкция строению впервые потребовалась спустя почти сто лет. Считается памятником культуры.
Литейный мост находится неподалеку от зданий:
Вблизи Летнего сада перекинут через Неву Троицкий. Этот красивейший разводной мост Петербурга, названный по имени находившего рядом собора, был построен в 1903 году, чтобы соединить Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. В основание фундамента заложил золотую монету император Николай II. Торжественное открытие переправы было приурочено к 200-летию Петербурга. Мост часто менял названия: Александро-Мариинский, Равенства, Кировский; сегодня он вновь именуется Троицким.
Красивейший разводной мост Питера находится вблизи адресов:
Относительно новый разводной мост Санкт-Петербурга был построен в 1965 году над рекой Малая Нева. Он соединяет Васильевский остров с Петроградским. Историки спорят относительно названия: одни полагают, что в нем увековечена память купца Авраама Тучкова, другие – что инженера, строившего на этом месте переправу еще в XVIII веке. После этого на том месте был деревянный Никольский мост, сгоревший в 1870 году.
Найти это сооружение с богатой историей помогут координаты:
Самый молодой разводной мост Петербурга, открытый для движения в 1982 году. Он пересекает реку Большая Невка и соединяет Аптекарский остров с районом Выборгская сторона. Название строения происходит от Кантемировской улицы, пролегающей рядом. А та, в свою очередь, была именована в честь освобождения от немецких оккупантов станции Кантемировки. Мост строился в течение трех лет, его длина составляет 664 метра, разводная часть состоит из одного крыла.
Кантемировский расположен рядом с адресами:
Гренадерский разводной мост Петербурга также соединяет Выборгскую сторону и Аптекарский остров. Как нетрудно догадаться, он получил имя от названия полка, размещавшегося в здешних казармах. Первый появился в 1758, нынешняя конструкция – в 1975 году. Эта переправа через Большую Невку была и остается самой загруженной транспортной артерией города.
Мост возвышается над рекой неподалеку от зданий:
Выборгский и Петроградский районы, разделенные рекой Большая Невка, сообщаются посредством Сампсониевского моста. Он был открыт в 1958 году. Отражая ход истории, менялись его названия: Выборгский, Свободы, Госпитальный. Настоящее имя он носит благодаря близости Большого Сампсониевского проспекта. Мост, имеющий 193 м. в длину, не раз реконструировался. Это лучшее место для снимков на фоне крейсера «Аврора».
Ориентиры для туристов:
Посмотреть с крыши на разводные мосты Петербурга – экскурсия для романтиков. С высоты птичьего полета вы увидите и подъем мостов, и прекрасный ночной город. Особое волшебство происходит в период белых ночей: спящий Питер виден как днем. Один из популярных маршрутов по крышам дает возможность рассмотреть в движении сразу четыре моста – от Благовещенского до Литейного. В памяти надолго останутся и символы Петербурга – Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, храм Спаса-на-Крови.
Наилучший вариант обозреть Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Михайловский замок и разводные мосты Петербурга – экскурсия в виде речного круиза. Это самый комфортный и приятный способ.
В пятерку самых красивых входят Дворцовый, Троицкий, Биржевой, Благовещенский и Большеохтинский. С каждого из них открываются незабываемые по красоте виды города.
Автобусные, пешие экскурсии и речные круизы, белые ночи и разводные мосты Санкт-Петербурга станут незабываемыми событиями в жизни каждого туриста. Питер – один из красивейших городов мира, полный истории, легенд и настоящей романтики.