21.02.2024
2090
О чем речь? Петропавловский собор в Санкт-Петербурге – место, которое очень любят туристы в Северной столице. Их привлекают необычная архитектура, внутреннее убранство, история здания и, конечно, некрополь – усыпальница российских императоров и членов их семей.
Что посмотреть? Собор интересен своей красотой и величественностью: колокольня и шпиль с ангелами-хранителями города, собрание редких икон, сохранившиеся исторические интерьеры и многое другое. Кроме того, это все еще действующий храм.
Посещение Петропавловского собора, расположенного в крепости с аналогичным названием, является неотъемлемой частью любого визита в Санкт-Петербург.
Собор представляет собой уникальный ансамбль, сочетающий в себе черты подлинного памятника архитектуры петровского барокко, мемориала, посвященного воинской славе XVIII века. Он также является первым кафедральным собором города и усыпальницей Российского императорского дома.
Идея создания собора зародилась у Петра Великого как символ величия страны. Высокий храм с возвышающимся в небо шпилем задумывался как визуальное воплощение мощи и значимости России. Для европейских гостей Санкт-Петербурга собор должен символизировать твердость позиций России на Балтике.
Собор святых апостолов Петра и Павла занимает центральное место на Заячьем острове, где расположена Петропавловская крепость. Этот храм становится доминантой цитадели, в большей степени выполняя функцию мемориала, чем религиозного сооружения. Внутри собора находится 50 саркофагов с могилами членов царской семьи. Это усыпальница династии Романовых.
Петропавловский собор сохраняет своё величие и по сей день. В 2006 году он стал местом захоронения императрицы Марии Федоровны, матери Николая II. Её прах был перевезен из Дании, где она скончалась в 1928 году.
В комплексе с прилегающими зданиями Петропавловский собор формирует цельный экспозиционный комплекс – музей «Петропавловская крепость». Посещение этого места возможно как самостоятельно, так и в рамках экскурсии. Богослужения проводятся по воскресеньям и в определенные даты.
Строительство Петропавловского собора совпадает с датой возведения города Санкт-Петербург. Изначально в 1703 году на его месте была построена деревянная церковь, всего через месяц после того, как был заложен фундамент столицы.
В период с 1712 по 1732 годы эту церковь заменили каменным зданием, следуя проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. Инициатором и автором эскиза стал сам Петр I, который также был похоронен здесь по завершении строительства.
С тех пор Петропавловский собор стал постоянным местом погребения монархов. Также это священное место служило памятником воинской славы, куда доставляли ключи и знамена от побежденных городов. Сегодня артефакты, собранные здесь, экспонируются в Эрмитаже.
Высокая постройка подвергалась частым разрушениям от сильных бурь и штормов. В 1756 году она пережила пожар, вызванный ударом молнии. В результате пришлось восстанавливать колокольню с нижнего яруса, а также оборудовать металлический шпиль громоотводом. Ангел, украшающий вершину собора, оснастили поворотным механизмом по принципу флюгера, который позволял ему изменять направление под воздействием сильного ветра.
В 1906 году была построена Великокняжеская усыпальница, предназначенная для захоронения некоронованных представителей царской династии, включая многочисленных родственников из разных ветвей семьи.
После революции 1917 года церковь была упразднена, её помещения превратили в книгохранилище, а ценности конфисковали. Решетки, ограждавшие собор, были отправлены на переплавку. В 1954 году Петропавловский собор в Санкт-Петербурге передали в ведение Государственного музея истории Ленинграда как часть постоянной экспозиции исторического комплекса «Петропавловская крепость».
Вдохновленный архитектурой итальянской церкви Иль-Джезу в Риме, построенной в пышном стиле барокко, Доменико Трезини возвел Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Внешне храм напоминал корабль: его длинное прямоугольное здание было похоже на корпус судна, а высокая колокольня со шпилем представляла собой подобие мачты.
Время внесло свои коррективы, и сейчас Собор Петра и Павла выглядит немного иначе. Во второй половине XVIII века была произведена полная реконструкция колокольни и значительно упрощен декор. В середине XIX столетия размеры храма вновь выросли: высота шпиля колокольни увеличилась с 30 до 40 метров после замены деревянных элементов на металлические. Общая высота собора достигла 122,5 метра и с тех пор осталась неизменной.
Последняя реставрация архитектурного памятника пришлась на 2013 год и была приурочена к 280-летию со дня основания собора. В ходе работ фасады храма были отреставрированы, а лепной декор обновлен. И сегодня Петропавловский собор предстает перед нами во всей своей величественной красоте.
Интерьеры собора, украшенные росписями и лепниной, сохранились практически в их первоначальном великолепии. При входе внимание привлекает обилие позолоты, украшающей надпрестольную сень, кафедру с фигурами апостолов и массивные расписанные под мрамор колонны.
Недалеко от алтаря находится царское место, обтянутое золотом и малиновым бархатом, на котором восседал император во время богослужений. Роскошное оформление Петропавловского собора создает ассоциацию нахождения в парадном зале роскошного дворца, а не в обычном храме.
Одним из важнейших элементов храма является его резной иконостас, покрытый позолотой. Он выполнен в форме триумфальной арки и на сегодняшний день включает 43 иконы. Эти произведения искусства были созданы русскими мастерами в первой трети XVIII века. Среди выдающихся работ выделяется образ апостола Петра, выполненный знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым.
Первым правителем, чьи похороны прошли в стенах Петропавловского собора, стал основатель этого храма и усыпальницы – Пётр I. Его надгробие появилось в этом священном месте в 1731 году, еще до завершения строительства здания.
Позже в соборе были погребены почти все российские монархи и монархини (за исключением Петра II и Ивана VI), а также князья и княжны. Для усопших изготавливали однотипные саркофаги из белого мрамора, декорированные бронзовыми крестами.
На императорских гробах также присутствовало изображение двуглавого орла. Однако два саркофага – те, что принадлежат Александру II и его супруге, – выделяются своей уникальностью: они изготовлены из зелёной яшмы и розового орлеца, создавая необычный контраст в общем ансамбле.
В начале XX века возникла необходимость в новой усыпальнице – Великокняжеской. Это здание было соединено с существующим храмом галереей. После революции, к огорчению потомков, было утрачено убранство Великокняжеской усыпальницы вместе с могилами, однако большинство надгробных плит позже были восстановлены.
В период с 1908 по 1915 годы в Великокняжеской усыпальнице нашли свой последний покой 13 членов императорской фамилии, в том числе 8 из них были перенесены из Петропавловского собора. В 1915 году здесь также был захоронен Константин Константинович, второй сын великого князя Константина Николаевича, известный как поэт и переводчик под псевдонимом «К.Р.». В 1995 году сюда перенесли прах родителей Владимира Кирилловича – великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны.
В 2006 году в Великокняжескую усыпальницу были доставлены останки императрицы Марии Фёдоровны из Копенгагена. Последнее захоронение великой княгини Леониды Георгиевны, супруги великого князя Владимира Кирилловича, состоялось в 2010 году.
В четырехуровневой колокольне Петропавловского собора установлено целых 103 колокола. Одним из наиболее впечатляющих среди них является благовестник весом 5 тонн, считающийся одним из самых крупных и тяжелых колоколов в Санкт-Петербурге.
При посещении колокольни туристы имеют возможность лицезреть восстановленный карильон, музыкальный инструмент, который активирует звучание всех колоколов. Кроме того, посетители могут насладиться видами города с высоты смотровой площадки, запечатлеть их на фото, а также ознакомиться с экспозицией музея.
Здесь представлена модель Петропавловского собора в его первозданном облике, а также старинные чертежи шпиля и другие экспонаты, рассказывающие об истории и уникальных особенностях этого архитектурного памятника.
На верхнем уровне звонницы сохраняется коллекция уникальных голландских колоколов-курантов, установленных еще в XVIII веке.
В наши дни эти колокола каждый час воспроизводят мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а в 12:00 и 18:00 играют гимн Российской империи «Боже, царя храни». Традиция коротких перезвонов каждые 15 минут, характерная для дореволюционных времен, также возродилась: до середины XIX века циферблаты не имели минутной стрелки, и поэтому колоколам приходилось заменять ее, отбивая четвери часа.
Выше уровня с голландскими курантами расположен лишь шпиль. На его вершине размещен флюгер – трехметровый ангел, покрытый золотом. Ангел Петропавловского собора в Санкт-Петербурге служит стражем города и выступает в роли одного из ключевых символов Северной столицы.
За время существования ангелов, подвергавшихся стихийным бедствиям или естественному износу, меняли четыре раза. Последний раз замена флюгера произошла в 2003 году. В этот раз к процессу привлекались не только архитекторы, но и ученые. Последние создали трехмерную модель ангела, учитывая все возможные нагрузки, и активно участвовали в разработке максимально надежного поворотного механизма.
Помимо архитектурных особенностей и внутреннего убранства Петропавловского собора, у посетителей есть возможность ознакомиться с несколькими экспозициями, раскрывающими историю этого места. В галерее, соединяющей собор и усыпальницу, представлены царские комнаты с восстановленным интерьером.
Эти помещения были построены параллельно с возведением усыпальницы и служили местом отдыха для членов императорской семьи во время их посещений собора. Проект царских комнат разработан архитектором Леонтием Бенуа и включает приемную, гостиную, курительную и комнату отдыха для дам. Мебель, изготовленная на известной фабрике Мельцера, воссоздает уникальную обстановку того времени.
К несчастью, большая часть отделки стен и обстановки были утрачены, и лишь частично удалось восстановить интерьер благодаря сохранившемуся проекту архитектора. В настоящее время экспозиция состоит из двух комнат, где представлены портреты монархов, живописные виды города XIX века и религиозные артефакты, включая предметы облачения священнослужителей, церковную утварь и икону на ткани. Также представлены экспонаты, связанные с традициями захоронения и почитания памяти членов императорской семьи.
Работниками музея составлена экскурсионная программа, охватывающая экспозицию в колокольне. Она рассказывает об истории ее строительства и реставрации, демонстрирует чертежи и фотографии. Посетителей знакомят с коллекцией колоколов, уникальным колокольным инструментом, ключевыми деталями архитектуры колокольни — ангеле на шпиле и голландских курантах. Кроме того, с вершины колокольни открывается восхитительный вид на город.
Петропавловский собор и крепость на Заячьем острове всегда привлекали внимание, а вокруг этого архитектурного шедевра сложились многочисленные мифы и легенды. Один из наиболее удивительных рассказов связан с императорской усыпальницей. Легенда повествует о том, что в саркофаге Петра Великого скрыт священный Грааль.
Эта загадочная история родилась в 2007 году у петербургского учёного Г. Двойрина, который обнаружил в Петропавловской крепости масонские символы, а в биографии императора — подтверждения принадлежности к тамплиерам. Впоследствии эти предположения были опровергнуты, и вопрос о вскрытии петровского саркофага так и остался без ответа.
Также вызывает интерес анекдотическая история, согласно которой решили было заменить ангела на шпиле на фигуру Иосифа Сталина.
Однако эту идею отвергли, учитывая, что отражение лидера в Неве предполагало бы его изображение в перевёрнутом положении. Впрочем, следует отметить, что это всего лишь вымысел, и на практике подобное предложение никто не выдвигал. Несмотря на это, ангел-хранитель однажды чуть не исчез, так как на его место хотели поставить рубиновую кремлёвскую звезду.
Благодаря своей 122,5-метровой колокольне, Петропавловский собор прославился как самое высокое до 1960-х годов сооружение в городе. Однако с появлением Петербургской телебашни высотой 313 метров, храм ушел на второй план.
В XXI веке город обогатился новыми архитектурными изысками, такими как 126-метровый жилой комплекс «Князь Александр Невский», 140-метровая «Лидер-тауэр» и внушительные 462 метра «Лахта-центр». В результате Петропавловский собор занял пятое место в списке высочайших сооружений города.
В 1829 году Петропавловский собор столкнулся с необходимостью ремонта из-за повреждений ангела и креста на его шпиле, причиненных сильным ветром. В спасении храма участвовал кровельщик Пётр Телушкин, заверивший императора Николая I, что для установки строительных лесов из казны не потребуется ни копейки.
Специалист поднялся к вершине шпиля, используя лишь веревку и доску, и проделывал этот опасный трюк на протяжении шести недель. В итоге Телушкин был щедро вознагражден значительной суммой и почётной грамотой, дающей ему право бесплатного заказа напитков в кабаках.
График посещения Петропавловского собора в Санкт-Петербурге зависит от дня недели:
Продажа билетов в Петропавловский собор в Санкт-Петербурге производится в нескольких местах. График работы каждой кассы на территории цитадели различен. Продажа билетов в Иоанновском равелине доступна с 10:00 до 17:00, в Ботном доме и тюрьме Трубецкого бастиона — с 10:00 до 17:30, а в Музее космонавтики и ракетной техники — с 11:00 до 17:30. Во вторник кассы работают на час короче, а по средам они полностью закрыты.
Адрес Петропавловского собора: территория Петропавловская крепость, 3д. Для посещения удобнее всего воспользоваться метро. Ближайшая станция — «Горьковская», от неё можно дойти пешком за 10–15 минут.
Также можно воспользоваться общественным транспортом. Рядом с Петропавловской крепостью останавливаются маршрутки № 46, 76, 183 и 223, трамваи № 6 и 40, автобус № 46. Пожалуйста, обратите внимание, что парковка на Заячьем острове и в его ближайших окрестностях запрещена, поэтому путешествовать на автомобиле может быть неудобно.
Архитектурный стиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге классифицируется как петровское барокко.
Подчёркивается уникальное сочетание различных европейских направлений, включая ренессанс, классическое барокко, маньеризм, классицизм и даже отдельные элементы готики. Контуры Петропавловского собора заметно отличаются от традиционных форм православных храмов, как с внешней, так и с внутренней стороны.
С самого начала своего существования Петропавловский собор должен был стать гордостью, символом славы и главной достопримечательностью Санкт-Петербурга. Являясь монументальным зданием из камня с впечатляющим 56-метровым шпилем, он был самым высоким строением в Российской империи.
Этот амбициозный проект Петра I пережил множество испытаний, таких как удары молнии, пожары, разграбления, реконструкции, был в статусе музея и вернулся в лоно Русской православной церкви. Несмотря ни на что, сегодня собор находится в отличном состоянии, являясь великолепным памятником архитектуры и хранителем уникальных моментов истории, а также неизменным символом города Санкт-Петербурга.