08.02.2024
3944
Что это? Медный всадник – памятник в Санкт-Петербурге, который стал так называться благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина. Он стоит на берегу Невы и является обязательным пунктом в маршруте любого туриста.
Чем примечателен? Медный всадник – монументальное произведение искусства, овеянное городскими легендами и связанное с тысячами историй петербуржцев и гостей города. Рядом с ним назначают свидания и проходят торжественные мероприятия.
Монумент на Сенатской площади является общепризнанным символом Санкт-Петербурга. Грандиозный памятник был возведен в честь первого российского императора Петра I. Его открытие приурочили к двадцатилетию правления императрицы Екатерины II. Оно состоялось 7 (18) августа 1782 года.
Конный монумент Петру I был создан по приказу Екатерины II. По поручению императрицы князь Александр Михайлович Голицын обратился к философам-просветителям Дидро и Вольтеру за рекомендациями по этому вопросу. Они посоветовали Этьена-Мориса Фальконе для реализации замысла.
Талантливый скульптор всегда мечтал о монументальном искусстве. Фальконе создал восковую модель памятника в Париже. Он привез ее в Россию для согласования. В 1766 году, после одобрения императрицы, Фальконе принялся за работу над гипсовым памятником в натуральную величину.
Французского скульптора не привлекала идея аллегорического воплощения, которое предлагали в окружении Екатерины II. Он стремился представить Петра Великого как «творца, деятельного правителя и благодетеля», который «протягивает руку над объезжаемым им государством».
Скульптор создавал модель в течение двух лет. Ему выделили двух породистых скакунов из конюшен императора, которых звали Бриллиант и Каприз. Говорили, что Фальконе в течение длительного времени делал зарисовки с натуры. Много раз за день гвардейцы на жеребцах заскакивали на оборудованный постамент, ставили коней на дыбы и задерживали их в этом положении.
Однако Фальконе не удавалось добиться портретного сходства с лицом Петра I. В результате скульптор доверил работу над головой «Медного всадника» своей помощнице, восемнадцатилетней Мари-Анне Колло. Она приехала с Фальконе в Северную столицу. Девушка изготавливала бюсты и портретные медальоны русской знати. К ней обращались граф Григорий Орлов и сама императрица. Именно Колло смогла создать голову Петра I. Ее вариант понравился императрице. За отличный результат Мари-Анна Колло была материально вознаграждена и принята в Российскую Академию художеств.
Считается, что Мари-Анна в этой работе смогла выразить глубокую симпатию к Этьену-Морису Фальконе, в которого она была влюблена. Зрачки Петра I выполнены в форме сердца. Он задумчиво смотрит влюбленными глазами на построенный им город на Неве. Вероятно, именно таким взглядом одаривала Колло своего учителя Фальконе.
Монумент был отлит летом 1774 года. Фальконе планировал сделать заливку формы памятника бронзой за один раз, но получилось иначе. В историю вошел героический поступок литейщика Емельяна Хайлова. Он занимался отливкой пушек до ответственного поручения следить за плавильной печью во время отливки монумента Петру I. В процессе работ лопнула труба, по которой подавалась расплавленная бронза в форму памятника. Лава полилась на пол. Под угрозой была работа Фальконе и вся мастерская. Емельян Хайлов смог заткнуть течь, рискуя своей жизнью. Благодаря его самообладанию и героическому поступку был предотвращен пожар и спасена большая часть монумента. Литейщик получил ожоги и ослеп на один глаз. Из-за произошедшего пришлось срезать верхнюю часть монумента от колен императора и груди скакуна. На ее восстановление ушло еще три года. За это время были заделаны и зачеканены отверстия от труб в непострадавшей части памятника, по которым форма наполнялась расплавленным металлом. Вторая отливка монумента прошла удачно в конце августа 1777 года.
Далее мастера соединили части монумента между собой и заделали швы. Настало время отделочных работ: чеканки, шлифовки и патинирования бронзы. Они были завершены летом 1778 года. Скульптор увековечил свое имя на памятнике на складке плаща Петра I. Он оставил надпись на латинском языке о том, что над монументом работал французский скульптор Этьен Фальконе. В августе 1778 года архитектор уехал из России и не присутствовал на открытии памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.
После отъезда Фальконе работы по возведению монумента контролировал архитектор Юрий Фельтен.
Змею, попираемую Петром I, создал скульптор Федор Гордеев. В символике того времени она означает зависть, враждебные силы и препятствия.
Пьедестал монумента — гранитный монолит. Подходящий валун был найден в районе Лахты в 1768 году. В народе он получил название «Гром-камень».
Автор считал, что подножием памятника Петру обязательно должен быть огромный гранитный монолит, похожий на скалу. Остро встал вопрос, где найти подходящий валун и как его доставить на место размещения монумента. Фальконе даже начал размышлять о композиции, составленной из нескольких камней. Потребовалось бы от 6 до 8 штук.
В то время размещали объявления в газете о том, что ведутся поиски крупного гранитного монолита. Однако мало кто верил, что удастся найти подходящий для концепции пьедестала камень.
Однако неожиданно откликнулся крестьянин Семен Вишняков. Он поведал о гранитной горе у села Конная Лахта. Комиссия отправилась на это место. Была обнаружена вросшая в землю каменная глыба, полностью покрытая мхом. Огромный валун весил почти 2 тысячи тонн и находился за 20 км от Сенатской площади. Естественно, возник вопрос, как транспортировать каменную глыбу к месту установки памятника.
Есть городская легенда, что в древности молния попала в скалу и расколола ее. Именно поэтому Гром-камень получил такое название. Жрецы-язычники длительное время использовали его для ритуалов и жертвоприношений. Получается, что Гром-камень долго был языческим капищем. Но спустя много веков православный царь Петр I величественно возвышается на нем, с любовью смотря на возведенные им храмы.
Есть другая городская легенда. Она гласит, что сам Петр Великий еще до основания Петербурга посещал окрестности города и восходил на Гром-камень. Он даже спас экипаж корабля, который потерпел крушение рядом с бухтой.
Был разработан детальный план транспортировки огромного монолита, начиная с миниатюр саней для его перевозки и заканчивая разработкой безопасного маршрута. Гром-камень обкопали и обтесали. На этом месте образовался водоем, который называют Петровским прудом.
Транспортировали камень с места его нахождения к берегу Финского залива в несколько этапов. Барабанщики задавали ритм для тех, кто тянул трос. Камнетесы в процессе транспортировки обрабатывали валун. Императрица Екатерина лично приезжала на место работ. Она была удивлена огромному размеру Гром-камня и приказала доставить его в первозданном виде, без обработки во время транспортировки. Камень передвигали зимой на санях очень медленно — около 20 шагов в сутки. Время года было выбрано неслучайно. Только замерзший грунт мог выдержать такой вес. Транспортировка Гром-камня продолжалась с ноября 1769 года по апрель 1770 года. Работы заняли полгода. Ежедневно трудились 400 человек.
Достигнув берега Финского залива, валун погрузили на специально сооруженную для этих целей баржу. До сих пор сохранились остатки пристани возле Ольгинского камня. Перевозили валун по воде три судна: баржа, на которую его погрузили, и два плоскодонных парусника. Они были необходимы для того, чтобы баржа не перевернулась. Кроме того, парусники ее направляли.
Появление Гром-камня в столице стало целым событием. Многие предприимчивые дельцы заработали на продаже различных сувениров из осколков величественного валуна.
Каждого участника работ императрица наградила медалью. Их отчеканили специально для этой цели.
В дальнейшем Гром-камень обработали по рисунку архитектора Юрия Фельтена. Размеры гранитного монолита сильно уменьшились. Ему придали форму скалы. На основании памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге выгравирована надпись на русском и латинском языках: «Петру Первому Екатерина Вторая». Скульптор Гордеев контролировал процесс установки монумента на Сенатской площади.
Высота памятника — 5,35 метра, высота основания — 5,1 метра, длина основания — 8,5 метров.
Петр I изображен в движении. Он усмиряет скакуна на огромной скале. Скульптору удалось передать величие Петра I как деятельного правителя и благодетеля. Царская поза, горделиво поднятая голова в лавровом венке, жест рукой — все это символически олицетворяет победу воли и силы личности Петра I над всеми препятствиями. Памятник одновременно очень динамичный и статичный.
Силу и мощь России символизирует величественная фигура всадника. Он уверенно сжимает поводья вздыбленного скакуна и контролирует все происходящее.
Место, где находится памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, выбрано неслучайно. Рядом с Сенатской площадью располагаются Адмиралтейство, которое основал Петр I, и здание Сената Российской империи. Екатерина II была убеждена, что монумент должен находиться в центре Сенатской площади. Своенравный Этьен Фальконе установил памятник ближе к Неве.
«Медный всадник» является главным символом города. Монумент увековечил первого императора на скакуне, вставшем на дыбы.
Открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. В честь этого грандиозного события на площадь вышли гвардейцы под командованием князя Александра Голицына. Екатерина II почтила открытие своим присутствием. Она прибыла на Сенатскую площадь, поднялась на балкон Сената и подала знак, чтобы сдернули мантию с памятника Петру I. Талантливый скульптор Фальконе не присутствовал на открытии монумента, над которым трудился много лет.
Все присутствующие на торжественном мероприятии были впечатлены. Действительно, монумент прекрасно передает величие, мощь и целостность личности Петра I. Екатерина II дала указание оставить надпись на постаменте памятника: «Екатерина II Петру I». Увидев целостную композицию монумента и законченный художественный образ, императрица забыла, что изначально представляла скульптуру совсем иначе.
Никто не ожидал, что о «Медном всаднике» будут слагаться городские легенды и мифы. Они появились очень быстро. Сторонники реформ Петр I описывали памятник «как воплощение силы и мощи Российской империи. Они считали, что пока Петр I восседает на пьедестале, никто не сможет сломить страну. Противники реформ Петра считали иначе. Они видели аналогию с всадником Апокалипсиса, появление которого в центре Северной Пальмиры ― дурной знак.
О грандиозном монументе вскоре узнали за пределами Санкт-Петербурга. В глубинке бытовало мнение, что царь Петр потехи ради перескакивал с одного берега реки на другой со словами: «Всё Божье и моё!». Во время третьей попытки Петр I перепутал слова и сказал: «Всё моё и Божье!». За это Всевышний покарал царя, обратив его в памятник. Так он и остался монументом навеки.
Известно также предание о сне некоего майора Батурина. События разворачивались в Отечественную войну 1812 года. Русские войска начали вынужденное отступление. Столица была под угрозой французского захвата. Император Александр I приказал вывезти все ценные памятники культуры, в том числе знаменитого «Медного всадника». Однако майору Батурину снился навязчивый сон, в котором он находится на Сенатской площади и видит, как Медный всадник съезжает на скакуне с постамента и двигается в сторону резиденции императора. Он сказал Александру I: «Что ты натворил с моей Россией! Но пока я на месте, Петербургу нечего бояться!». О сне рассказали князю Голицыну, а он пересказал его императору. Памятник не стали трогать при эвакуации. Есть точка зрения, что А. С. Пушкин взял за основу «Медного всадника» именно эту городскую легенду. Ее отголоски прослеживаются и в произведении Ф. М. Достоевского «Подросток».
Также известен миф о призраке Петра I, который привиделся сыну Екатерины II Павлу I еще до его правления. Наследный принц с князем Куракиным гуляли по Сенатской площади. Они увидели человека в плаще, который направлялся к ним. Мужчина обратился к наследному принцу и князю, указав на место будущего памятника и сказав, что его скоро увидят здесь. Далее он приподнял шляпу. Молодые люди были изумлены, увидев, что это Петр I.
Петр направляет руку в сторону Швеции. Любопытный факт: в центре Стокгольма возведен памятник Карлу XII. Правители были противниками в Северной войне, в которой Россия одержала победу. Карл XII указывает в сторону России. Случайность ли это?
Другой интересный факт, косвенно подтверждающий сон майора Батурина. Памятник «Медный всадник» оставался на Сенатской площади в Отечественную войну 1812 года, а также в Великую Отечественную войну. Во время блокады города монумент защитили досками и обложили мешками с песком. Россия устояла в обеих этих войнах, как и символ Северной столицы — монумент Петру I на Сенатской площади.
Памятник реставрировали два раза за весь период его существования: в 1909 и 1976 годах. Было проведено рентгенологическое исследование для определения состояния каркаса скульптуры. Результат показал, что серьезных проблем нет. Внутрь монумента поместили капсулу с информацией о реставрации и газету от 3 сентября 1976 года.
В 1988 году серию советских памятных монет открыла пятирублевая монета из медно-никелевого сплава. На ней был изображен самый известный памятник Петру. Ее вес составлял 19,8 грамма. Монета была выпущена тиражом 2 млн единиц. Через 2 года вышла еще одна памятная монета номиналом 100 рублей из золота 900-й пробы с изображением памятника Петру I. Она вышла в исторической серии, посвященной 500-летию Единого Русского государства.
Сенатская площадь после открытия монумента была переименована в Петровскую. С 1925 по 2008 год она называлась площадью Декабристов. Однако в 2008 году площади вернули прежнее название — Сенатская, которое всегда использовалось в обиходе жителей города.
Монумент получил название «Медный всадник» благодаря А. С. Пушкину. Основа сюжета его известной поэмы — оживший во время наводнения памятник. С 1833 года за монументом закрепилось название «Медный всадник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент закрыли каркасом из дерева и мешками с песком.
Памятник реставрировали несколько раз. В 1909 году слили воду, которая накопилась внутри монумента через трещины, а также устранили мелкие дефекты. В 1912 году в монументе просверлили отверстия для стока воды. В 1935 году убрали все трещины и другие дефекты. Большой комплекс реставрационных мероприятий провели в 1976 году.
Без памятника Петру «Медный всадник» в Санкт-Петербурге сложно представить Северную столицу. Каждый праздник в честь дня города начинается с возложения цветов к монументу на Сенатской площади.
Можно воспользоваться метрополитеном. Выйти следует на станции «Адмиралтейская». С Малой Морской улицы нужно повернуть налево и пройти мимо Исаакиевского собора. От него следует повернуть направо и идти к Александровскому саду, за которым находится Сенатская площадь.
Есть и другой вариант: доехать на метро до станции «Невский проспект» или «Гостиный двор», выйти к Адмиралтейству и Дворцовой площади. Пройдя мимо, вы попадете на Адмиралтейский проспект. Далее нужно повернуть налево и идти к Сенатской площади.
Если вы не желаете долго идти пешком, то можно добраться на троллейбусе со станции метро «Невский проспект». Маршруты 1, 5, 10, 11 и 22 довезут вас до остановки «Почтамтский переулок». Вам нужно будет вернуться назад к Конногвардейскому бульвару. Идти пешком около 500 метров.
Памятник Петру I называют медным несмотря на то, что он отлит из бронзы. В XVIII веке все сплавы, в составе которых была медь, назывались медными. Бронза — это сплав олова с медью.
В поэме А. С. Пушкина Петр I представлен в образе Медного всадника. Это не сам император, «великий и радостный, как битва» или «весь, как Божия гроза». Медный всадник — это превращение императора в прошлом веке. Сильный и могущественный «хозяин жизни» превратился в скульптуру. Медный всадник как будто противостоит живому царю.
Памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге — знаковый символ города. Это одна из самых посещаемых туристами достопримечательностей Северной столицы. Монумент удивляет своей мощью, величием, глубоким смыслом и мистицизмом.