06.03.2024
2177
О чем речь? Никольский собор в Санкт-Петербурге построен в середине XVIII века и является памятником архитектуры елизаветинского барокко. Помимо своей эстетической ценности, храм тесно связан с флотом России.
На что обратить внимание? Собор относится к категории действующих, так что в нем регулярно проводят службы, он доступен для посещения каждый день. Чтобы лучше узнать историю храма, для туристов устраивают экскурсии.
Один из великолепных храмов и соборов в Санкт-Петербурге тесно переплетен с историей российского морского флота. Еще в эпоху Петра I на берегах Мойки и Фонтанки выросла Морская слобода, принявшая моряков, которые посвятили свою жизнь созданию могучего флота. На Канонерской улице и в Канонерском переулке располагались одноэтажные казармы, где обитали герои, служившие на военных судах.
В 1714 году для обеспечения духовным питанием моряков была учреждена часовня в «светлицах» полкового двора, которые часто посещали священнослужители из Александро-Невской лавры. В 1733 году создали новую деревянную церковь в виде большой рубленой избы, служившую для богослужений морякам.
Десять лет спустя на плацу Морского полкового двора, возле будущего Крюкова канала, появился деревянный храм. Рядом с ним организовали небольшое кладбище, принадлежащее большому приходу, в который входили почти 3,5 тысячи моряков, а также их семьи.
Князь Михаил Голицын обратился к императрице Елизавете Петровне в 1752 году с просьбой возведения в городе новой каменной церкви в честь Святителя Николая — заступника моряков, в том числе всех странников. Финансирование проекта предполагалось осуществить за счет средств Морского ведомства, «мостовых» средств и частных пожертвований.
Разработка здания была поручена опытному зодчему Савве Ивановичу Чевакинскому, прежде ученику выдающегося Франческо Бартоломео Растрелли и на тот момент штатному архитектору в Адмиралтейств-коллегии. В качестве образца для своего проекта он взял великолепный собор в Астрахани, восхищавший в свое время Петра I.
В период первой половины XVIII века в Санкт-Петербурге строились одноглавые храмы со шпилем, схожие с Петропавловским собором. Предложение Чевакинского о строительстве пятиглавого собора вызвало неожиданную реакцию. Однако Никольский собор в Санкт-Петербурге стал символом возвращения православной архитектуры к классическим традициям, присущим времени до Петра I.
В исходной концепции Чевакинского собора его размеры были невелики. Тем не менее мощные наводнения на реке Неве вынудили внести коррективы. Для предотвращения затопления храма решено было поднять его над уровнем реки и значительно расширить его размеры. Строительство нового собора началось летом 1753 года, и первый камень был вложен в основание архиепископом Сильвестром.
Адмиралтейств-коллегия выделила средства на приобретение всех необходимых предметов для проведения церковных обрядов. Элегантное медное паникадило было доставлено из Нюрнберга. Иконы были созданы известными иконописцами Миной и Федотом Колокольниковыми, а резной иконостас был изготовлен опытным мастером Игнатием Канаевым. Металлические конструкции для главы храма произведены на тульском заводе П. А. Демидова, а колокола отлиты на московском заводе Мозжухина.
В 1760 году состоялась церемония освящения Нижнего храма, а через два года —Верхнего. Императрица Екатерина II дала храму имя Морской собор. Это означало особую роль храма в жизни русских моряков, ставшего местом празднования военных побед, проведения благодарственных молебнов и панихид в память о погибших. Екатерина II также подарила собору 10 икон в драгоценных золоченых ризах.
С течением времени внешний облик церкви оставался практически неизменным. В XIX — начале XX века вокруг храма создавались социальные учреждения, такие как приют, женская богадельня, учебное заведение и благотворительное общество. В 1901 году были установлены печи на втором этаже собора, благодаря которым в помещениях стало тепло.
Октябрьская революция и последующие события оказали прямое влияние на старинный собор. В 1918 году храм был признан приходским и получил соответствующий статус. Однако впоследствии произошло изъятие всех церковных ценностей из его хранилищ. Среди утраченного драгоценного наследия были серебряные и позолоченные сосуды, ризы, а также кресты, общий вес которых составил 328 кг. Прихожане предприняли попытку выкупа части реликвий, но при этом они вынуждены были в качестве компенсации внести в казну аналогичное количество серебра.
Что касается колокольни Никольского собора в Санкт-Петербурге, то в 1933 году было принято решение о прекращении колокольных звонов. И в 1934 году все 13 колоколов храма были сняты и отправлены на переплавку. Это лишило собор голоса на продолжительный период времени.
Несмотря на советскую власть, храм не был закрыт. В период военных действий верующие собрали значительные средства в фонд обороны города, которые превысили 4,7 миллиона рублей. Для снижения вероятности повреждений здания в случае воздушных атак его маскировали специальной сетью, а купола и крышу окрашивали в цвет, обеспечивающий дополнительную защиту. Собор являлся кафедральным храмом города до 1999 года.
Морской собор, построенный по образцу Астраханского храма, привлекавшего внимание Петра I, отличается от других русских церковных сооружений. Вместо традиционной формы креста, подчеркивающей принадлежность к Христу Спасителю, Никольский собор в Санкт-Петербурге представляет собой восьмигранный крест, символизируя уникальность. Некоторые архитектурные сооружения представлены в виде кораблей, напоминая своим внешним обликом о надежной пристани, которая направляет посетителей к месту спасения. Чаще всего основание собора оформлено в форме круга.
Церковь украшают пять позолоченных куполов, в то время как центральная восьмигранная башня выделяется особенно. На каждом куполе виднеется большой ажурный крест, придающий храму величественность.
Внутреннее пространство собора разделено на два зала: верхний и нижний. Верхний зал украшен яркими нефами и золотыми узорами, в то время как нижний зал декорирован скульптурами и алтарем. Особенно стоит выделить пятиярусное паникадило, под которым парит ангел с венцом и пальмовой ветвью в руках, придавая храму атмосферу возвышенности.
Интерьер собора, отражая стиль внешней отделки, представляет собой уникальное творение, особенно учитывая на то время утрату практически всех артефактов.
В верхних и нижних храмах великолепно украшены иконостасы, выделяющиеся изысканной резьбой и покрытием золотом. Эти произведения искусства были разработаны по творческим замыслам Саввы Чевакинского. Они декорированы иконами, выработанными мастерами Колокольниковыми. Впечатляющая резьба по дереву выполнена мастером Игнатием Канаевым. А серебряные предметы для храма были изготовлены неизвестным мастером.
Особенно богатый интерьер верхней церкви включает:
В соборе звучали королевские указания и доносились радостные вести о морских триумфах России.
Внутри собора сосредоточено около тридцати изображений святых, которые особенно почитаются.
В сердце собора возвышается священная икона, изображающая Николая Чудотворца, с фрагментами его святых мощей. Этот благочестивый святой является заступником для всех, кто отправляется в путь, а его особенное почитание среди моряков было выражено в виде драгоценного подарка — иконы, подаренной греческими моряками в XVIII веке.
В 1947 году митрополит Гор Ливанских даровал святыню в виде частицы мощей, помещенной в медальон. Алтарная часть нижнего храма принимает священный ковчег святителя Николая в свои обители.
Собор богат мощевиком, содержащим частицы мощей многих уважаемых святых, включая Иоанна Предтечу, Андрея Первозванного, целителя Пантелеимона.
Также в соборе хранится частица Животворящего креста Господня, переданная в 2010 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Вдохновленный идеей, Василий Косяков решил создать собор, который стал бы своего рода живой книгой, переносящей через символы и знаки не только историю христианства, но и величественную эпопею русского флота. В стенах собора хранились не только штандарты, но и иконы со списанных кораблей, свидетельствуя о славных моментах создания российского флота.
Первым благородным деянием во имя строительства этого величественного сооружения было щедрое пожертвование в размере 700 рублей от святого праведного Иоанна Кронштадтского. В газете он разместил обращение, призывающее присоединиться к сбору средств, после чего неустанно поддерживал активные шаги властей по ускорению строительства. По сей день в музее собора хранится мастерок, использованный отцом Иоанном при закладке первого камня 8 мая 1903 года.
К моменту открытия собора в 1913 году было проделано все с использованием последних достижений техники. Под землей разместились пылесосная станция, станции парового отопления, вентиляции, электрооборудование и кладовые. Автономная система отопления с котлами в специальном здании к востоку от собора обеспечивала комфорт. Десять комнат были построены для электромонтеров, кочегаров и сторожей, а здание соединялось с собором подземным тоннелем, создавая единое целое.
Собор воплощает выбранные образы с особым замыслом в оформлении. Святитель Николай, покровитель моряков, занимает центральное место, его житие изображено у входа. Апостолы Петр и Павел символизируют создание русского флота Петром I. Святой Иоанн Рыльский, небесный покровитель Иоанна Кронштадтского, также присутствует. Южный фасад украшен мозаикой с изображением святителя Митрофания Воронежского, поддержавшего Петра I в строительстве флота и верфей.
Колокол весом 4840 кг не смогли сбросить в 1930 году, и он оставался на звоннице до реставрации. В военное время он служил наблюдательным пунктом, предупреждая жителей о немецких авианалетах при отключении электричества. Этот колокол был восстановлен и сейчас используется, в то время как остальные были потеряны, и пришлось создавать новые.
Адрес: Никольская площадь, д. 1/3. Почтовый индекс: 190068.
Чтобы попасть туда, воспользуйтесь станциями метро «Сенная», «Спасская» или «Садовая». Оттуда следуйте на автобусах 49, 181, маршрутках К-7, К-124, К-195, К-212 или трамвае № 3.
Если у вас возникнут вопросы, звоните по телефонам: +7 (812) 714-70-85, +7 (812) 714-69-26, +7 (812) 714-08-62.
Также можно написать на электронную почту: info@nikolskiysobor.ru.
Собор готов принимать посетителей каждый день с 06:30 до 22:00. Независимо от времени богослужений в Никольском соборе в Санкт-Петербурге все желающие могут по предварительной записи насладиться увлекательной экскурсией, где квалифицированный гид расскажет о богатой истории, святынях и особенностях службы в Николо-Богоявленском Морском соборе.
Посетить Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге лучше всего зимой или в межсезонье, когда природа раскрывает всю красоту архитектуры. Листва деревьев сбрасывается, обнажая здание, которое особенно впечатляет на фоне петербургского неба. Голые ветви создают удивительный декоративный орнамент. Зимой, покрытый снегом, собор выглядит празднично в своей бело-голубо-золотой палитре.
Однако, несмотря на зимнюю красоту, летом собор также впечатляет. Золотые купола теряются в зелени, а голубые стены с белыми колоннами напоминают озеро в густом саду.
Облик и интерьер собора сохранились неизменными, что придает ему историческую ценность. Николо-Богоявленский Морской собор, открывающий двери для посещения, предлагает не только осмотреть его величественность, но и услышать увлекательные рассказы о его истории. Никольский собор в Санкт-Петербурге приветствует посетителей на богослужениях, проводимых каждый день: две литургии, молебны и вечерняя служба. Важно договориться о посещении заранее, чтобы насладиться всей красотой этого исторического места.