08.02.2024
1759
О чем речь? Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге — исторический корабль, ставший символом революционных перемен в России. Был спущен на воду в 1900 году и приписан к Тихоокеанскому флоту. Однако наиболее известным стало его участие в Октябрьской революции 1917 года.
Что учесть? В настоящее время «Аврора» представляет собой музей-корабль, причаливший к Петроградской набережной. Гости Северной столицы могут сфотографироваться на его величественном фоне и осмотреть экспозицию изнутри.
Проектируя строение корабля, мастера рассчитывали на 25-летний период существования судна. Сегодня оно считается самым древним кораблем страны. В плаванье судно выходить уже не может, однако передвигать крейсер можно благодаря буксирам.
Название крейсера не связано с римской богиней утренней зари, как многие могут подумать. В то время было принято называть новые корабли в честь героических боевых судов. Только император имел право делать это. Именно Николай II присвоил имя судну, получившему название «Аврора», в честь боевого собрата — фрегата-предшественника. Именно он сражался за Российскую империю во время Крымской войны. Другая версия гласит, что этот корабль был назван в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, одной из первых красавиц Петербурга.
История крейсера «Аврора» гласит: строительство судна стартовало на верфи в Санкт-Петербурге в июне 1897 года и заняло 3 года. Знаменательная церемония спуска на воду корабля, имеющего водоизмещение более 67 300 тонн, состоялась при личном присутствии императора Николая II.
Крейсер активно участвовал в сражениях русско-японской войны в 1905 году, а также проявил себя во время Первой мировой. В 1941 году, когда Ленинграду грозила фашистская оккупация, девять боевых пушек были изъяты с данного судна и размещены поблизости от Красного Села. Благодаря демонтированным орудиям удавалось держать оборону города, в то время как крейсер находился под постоянными немецкими атаками во время всей блокады Ленинграда.
После окончания военных действий, «Аврора» преобразована в тренировочную базу для молодых кадетов. На корабле были созданы специальные классы, где будущие моряки получали базовые навыки и знания в области военно-морского дела. В середине XX века крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге решили использовать как площадку для создания уникальной музейной экспозиции. С начала 1956 года судно стало действующим филиалом Центрального военно-морского музея.
Май 1905 года принес судну самое тяжелое сражение возле японского острова Цусима. В ходе этого двухсуточного боя крейсер выпустил более 600 снарядов разного калибра в сторону противника. Боевые действия были настолько напряженными, что флаг был сбит шесть раз, однако экипаж каждый раз возвращал его на место. К сожалению, в результате сражения сам корпус судна и боевое снаряжение получили серьезные повреждения. В ходе битвы погиб командир Евгений Егорьев и 16 матросов, а еще 90 человек имели тяжелые ранения.
После исхода русско-японской войны корабль восстановили, и он продолжил служить на благо нашего Отечества. В годы Первой мировой войны судно активно участвовало в десантных операциях и оказывало помощь нашим войскам на суше, предоставляя им поддержку артиллерийским огнем. И пусть крейсер перенес многочисленные воздушные атаки, сам он серьезным образом не пострадал.
В эпоху Советского Союза весь учебный материал по истории многократно говорил о том, что Октябрьская революция началась именно с оглушительного выстрела крейсера по Зимнему. Где стоит «Аврора» в Санкт-Петербурге? Многие упоминают: судно находится там, где был произведен этот исторический залп. Но матросы, проходившие службу на корабле, в один голос говорили, что эти доводы беспочвенны: если бы крейсер стрелял по Зимнему дворцу, здание вряд ли осталось бы целым. 25 октября судно находилось вблизи Благовещенского моста. В 21:40 крейсер сделал холостой предупредительный выстрел. Это – сигнал для революционных отрядов на Васильевском острове. Мгновенно они среагировали на сигнал, направившись на штурм Зимнего дворца.
Когда советская власть одержала победу, крейсер технически устарел, пришел в упадок и требовал серьезного капитального ремонта. Было принято решение починить его и сделать тренировочной базой. К 1923 году судно было полностью восстановлено и включено в состав учебных кораблей Балтийского флота. Где находится крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге? В конце 1948 года судно отправили к месту стоянки рядом с Нахимовским училищем. В течение длительного периода курсанты получали образование и опыт, связанные с военно-морским искусством.
Постепенно на судне стали создавать музейную экспозицию из исторических документов и фотографий, предметов корабельного быта. В 1960 году «Аврору» включили в список памятников, охраняемых государством. Музей-корабль крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге появился после реконструкции 2016 года. В экспозиции отражен исторический путь судна. Стоит отметить, что с момента открытия ее посетило свыше 30 миллионов человек.
Легендарный крейсер считается самым известным символом города на Неве. Его облик изображают на открытках, значках и медалях.
Палуба «Авроры» изготовлена из индийского тика — древесины, не подверженной гниению. Это объясняет тот факт, почему ее за все время существования крейсера меняли лишь раз. На палубе судна расположены 2 паровых катера. В них находятся аппараты, с помощью которых можно метать мины, и пятиствольные пушки.
Еще одним экспонатом музея, выставленным на палубе, является двухметровая лопасть. В прошлом она приводила корабль в движение, находясь на одном из 3 винтов. На палубе крейсера, поддерживаемой монорельсом, располагаются уникальные «беседки». Каждая из них вмещает 4 снаряда, которые поставлялись к орудию. Наши матросы, один за другим, заряжали снаряды и по команде «Пли!» совершали выстрел по врагу из 150-миллиметровых трёхдюймовых пушек, разработанных французским инженером Канэ.
В носовой части судна находится оружие, на котором выгравирован знак, свидетельствующий о вечернем выстреле, ставшем сигналом к организованному штурму дворцовых стен.
Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге символом революции выбран неспроста. Кратко объясним: в то время он считался самым мощным судном города, выстрел которого можно было услышать из любого района.
В одном из залов музея хранится модель крейсера в масштабе 1:50. На ней можно подробно рассмотреть, что «Аврора», как судно передвигалось, используя энергию парового двигателя, приводящего в движение винты. На палубе корабля установлены три трубы, по которым дым от сгоревшего угля отводился из котельной. Кроме того, на крейсере располагаются мачты, это позволяло в случае возникновения неполадок с паровым оборудованием успешно поднять паруса и передвигаться, используя силу ветра.
Стены музея украшены большим количеством полотен, воссоздающих историю героического прошлого боевого корабля. Одним из них было Цусимское сражение, где первый капитан «Авроры» был смертельно ранен осколком, прошедшим сквозь смотровую щель. Одно из полотен музея иллюстрирует этот трагический момент. Также здесь находится картина с изображением фрегата, в честь которого и был назван крейсер «Аврора».
В одном из залов располагается бюст А. В. Белышева, первого комиссара легендарного судна. Именно он вечером 25 октября 1917 года отдал приказ о холостом выстреле как сигнале к штурму.
Уникальна модель памятника, созданная в честь русских моряков, оригинал которой находится в городе Мессина. В 1908 году в этой местности случилось сильное землетрясение. По невероятной случайности крейсер находился близ Мессина. Моряки высадились на берег, оказали помощь местным жителям в устранении последствий катастрофы. Их героический поступок не остался незамеченным: правительство Италии наградило экипаж. Ценные регалии хранятся в экспозиции.
Условия быта моряков также представлены в музее. В специально оборудованных кубриках, где отдыхали матросы, подвешены гамаки, служившие спальным местом. Столы аккуратно и надежно закреплены, чтобы избежать их опрокидывания даже в сильную морскую качку. На этих столах находится посуда, из которой экипаж принимал пищу.
За все время работы сотрудники не только собрали огромное количество материала о технической начинке судна, об офицерском и рядовом кадровом составе, но и разработали, проводят экскурсии по крейсеру «Аврора» в Санкт-Петербурге. Коллекция имеет не только документальную составляющую, но и предметную, дополненную различными фотографиями.
Ежедневно, кроме выходных (понедельник-вторник), музей работает с 11:00 до 18:00. Стоит учесть, что касса закрывается на 45 минут раньше. Расписание крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге вы можете увидеть на официальном сайте, о котором будет сказано ниже.
Цена посещения музея крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге для граждан Российской Федерации и стран СНГ составляет:
Лучшее решение для того, чтобы купить билет на крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге, – посещение официального сайта Морского музея. Это обусловлено тем, что внутреннее помещение корабля вмещает не более 250 посетителей. Поэтому билеты желательно приобретать онлайн: так вы все равно сможете попасть на экскурсию, даже в случае большого ажиотажа.
Адрес местонахождения крейсера: город Санкт-Петербург, Петроградская набережная.
Корабль расположен на вечном приколе у Петровской набережной. Метро от крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге располагается в некотором удалении. Название станций — «Горьковская» и «Площадь Ленина», до которых можно дойти пешком примерно за 20 минут. В данном случае лучше объединить посещение корабля с экскурсией по Петропавловской крепости и музею «Домик Петра I». Если ваша цель – срочно отправиться к крейсеру, то выйдя из станции «Горьковская» поверните направо и продолжите путь до Невской, затем Петровской набережной. По дороге вам попадутся на глаза ресторан на корабле «Благодать», и скульптуры Ши-цза.
Вы можете позвонить в музей по номеру: +7 (812) 607-49-22.
Сейчас корабль считается филиалом Морского музея. Сайт этого учреждения с представленным филиалом на крейсере «Аврора» в Санкт-Петербурге: navalmuseum.ru.
На «парковке» у Петроградской набережной крейсер оказался в 1948 году. Это было сделано для того, чтобы на его борту смогли проживать нахимовцы.
Данный корабль служил своей стране 28 лет, в результате чего его название стало поистине легендарным. Парусная «Аврора» прославилась с начала своего первого кругосветного плавания в период с 21 августа 1853 года до 19 июля 1854 года. Следующий поход крейсер совершил 9 октября 1856 года, вернувшись обратно спустя год, 1 июня 1857 года.
Многие задаются вопросом: «Почему у крейсера есть мачты, ведь «Аврора» никогда не ходила под парусами?» Стоит отметить, что и у современных кораблей также есть мачты. Их функция, в частности, заключается в установке судовых огней. Это позволяет определить направление движения корабля в темное время суток и избежать возможного столкновения.
В настоящий момент «Аврора» представляет собой экспозицию, в которой до сих пор сохранилась мебель, документация и фотоснимки крейсера в Санкт-Петербурге. Корабль является и музеем, и действующим судном, где моряки военно-морского флота РФ несут боевое дежурство. Отбор сюда проводят по строгим требованиям, как и при поступлении в Президентский полк. Таким образом, посещение «Авроры» предоставляет уникальную возможность не только совершить историческое путешествие, но и ощутить атмосферу жизни моряков.