06.02.2024
2460
Почему так популярен? Казанский собор в Санкт-Петербурге массово посещают туристы, в том числе из-за рубежа. И дело не только в его поистине величественном внешнем виде и прекрасном внутреннем убранстве. Этот храм считается одной из главных святынь России.
О чем следует помнить? Несмотря на то, что храм несколько похож на собор Святого Петра в Ватикане, он является исконно русским творением, так как построен лучшими отечественными мастерами исключительно из местных материалов.
Император Павел I за время своего правления приказал построить два здания, первым из которых был Михайловский замок, а вторым — Казанский собор, возведенный в честь иконы Казанской Божьей Матери. Несмотря на то, что императора убили в марте 1801 года, а создавать храм начали только в августе, уже при Александре I, строили его по плану, подписанном его отцом.
Раньше на месте собора находилась церковь Рождества Богородицы, в которой проходили царские богослужения. Здесь было проведено и венчание Павла I с его первой супругой Натальей Алексеевной, которая погибла с ребенком при родах. Скромная прямоугольная церковь из дерева выглядела бедно на фоне каменных особняков, поэтому было решено возвести новое здание, соответствующее статусу дома императора. Павлу I представили несколько проектов, из которых он выбрал постройку в стиле собора Святого Петра в Риме – видел во время поездки по Европе.
Строительство поручили Андрею Никифоровичу Воронихину. До 1800 года этот зодчий Казанского собора в Санкт-Петербурге, бывший крепостной, был почти не известен как архитектор. Его ранние работы в основном касались реконструкции интерьера Строгановской усадьбы. По одной из версий, Павлу I понравилось русское происхождение Воронихина, так как император был патриотом, и он выбрал его для выполнения такой ответственной задачи.
27 августа 1801 года Александр I в присутствии всего двора лично заложил в фундамент собора первый кирпич с вензелем, вылил на него раствор извести серебряной лопаткой. Так началось возведение храма. Сначала рабочие подготовили площадку, снесли 11 домов, на месте которых планировалась стройка. Владельцам их выплатили по 500 рублей в качестве компенсации.
Стены Казанского собора украсили известным пудостским камнем, который применялся в строительстве многих дворцов и зданий в Петербурге и пригороде. Гранит для колонн храма Воронихин нашел во время свадебного путешествия на Карельский перешеек осенью 1801 года. Камень выламывали из скалы средневековыми инструментами и на кораблях доставляли в Петербург на Конюшенную улицу, где обрабатывали в мастерских. Каждая колонна высотой 10,7 метров облегчала казну на 3 000 рублей. Всего изготовили и установили 56 таких столбов.
Иностранцы были поражены мастерством русских строителей: это были обычные крестьяне в рваной одежде, они не использовали никаких измерительных инструментов, но создавали точную копию по показанному им плану или модели.
Изначально планировалось построить собор за три года, но это было невыполнимо. Спустя 10 лет от заложения первого камня, 15 сентября 1811 года, новый главный храм Санкт-Петербурга был торжественно освящен в день коронации Александра I. Действо провел митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Через 2 года разобрали старую церковь Рождества Богородицы.
В 1932 году в соборе был размещен Музей истории религии и атеизма. Его первым директором был В. Г. Богораз (Тан), исследователь жизни и верований коренных сибирских народов, этнограф.
Война не пощадила собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге: более 1 500 пробоин от осколков снарядов насчитали на крыше, их следы покрыли стены, колонны. Сырость нарушила роспись стен, в некоторых комнатах погибли перекрытия. Интерьер собора восстановили в ходе реставрационных работ в 1951–1956 годы, а фасад привели в порядок уже в 1960-х.
Музей в стенах Казанского собора играл идеологическую роль до конца 1980-х годов. В этот период в стране начались перемены, государство изменило отношение к верующим людям, начались сбои в атеистической пропаганде. В 1994 году Казанский собор в Санкт-Петербурге вновь стал сверкать над городом своим крестом.
Храм имеет отличительные архитектурные особенности от других церквей. Он больше похож на резиденцию Папы Римского, чем на привычный для северной части России православный собор. Но, несмотря на такое сходство с ватиканским аналогом, он обладает величием, красотой, великолепием и самобытностью.
Сверху здание имеет вид четырехконечного креста, длинная часть которого равна 72,5 метрам, а короткая — 57 метрам. К правой части перекладины присоединена галерея полукруглой формы, оформленная четырьмя рядами попарно расположенных колонн.
Православные храмы обычно имеют несколько куполов, а у Казанского собора он один. В православии вообще не используются колонны, а здесь их 96 штук. Не традиционны для наших церквей и скульптуры, а если они и есть, то обычно это изображения растений или животных.
У северного фасада собора находятся четыре изваяния: это Иоанн Креститель, Александр Невский, князь Владимир и Андрей Первозванный, выполненные в бронзе. В торцах колоннады с 1837 года стоят памятники М. И. Голенищеву-Кутузову-Смоленскому и М. Б. Барклаю-де-Толли, российским полководцам. Они изображены в военных мундирах. Высота статуй – 4 м, пьедесталов – 3 метра.
Фасады Казанского собора в Санкт-Петербурге снаружи отделаны пудостским камнем. Это легко обрабатывающийся известковый туф с хорошей морозостойкостью, высокой пористостью и малой объемной массой. Добывают его около поселка Пудость в Гатчинском районе Ленинградской области. Камень имеет необычные свойства, отличающие от других материалов — в зависимости от погоды и освещения он меняет окраску, может быть серым или приобретать желтоватый оттенок. Стены Казанского собора украшены библейскими сюжетами из Ветхого и Нового Завета.
Казанского собора в Санкт-Петербурге прослеживается не только в общем виде здания, но и в деталях. Например, двери из бронзы с северной стороны храма, которые отливал и чеканил Василий Екимов, являются копией дверей флорентийского баптистерия (крестильного дома).
Мало кто замечает, но Казанский собор не симметричен. По канонам православия алтарь в храме должен находиться на восточном направлении, а вход — на западном. В связи с этим главный вход в собор находится не на Невском проспекте, а на Большой Мещанской улице. Купол здания сдвинут на восток, а не расположен по центру. Такая асимметрия маскируется колоннадой.
От входа в здание начинается длинный коридор, по обеим сторонам которого стоят колонны. Они делят все пространство до алтаря на три нефа — два узких по краям и один широкий в центре.
Колонны, находящиеся внутри Казанского собора в Санкт-Петербурге, выполнены из цельных фрагментов розового гранита. Каждая из них весит 30 тонн и имеет высоту более 10 метров. Отделка стен выполнена карельским мрамором, зеленой яшмой и темно-красным порфиром.
В широком коридоре потолок представляет собой полуцилиндрический свод. Кессонный потолок боковых переходов украшают розетки из алебастра. В середине коридора начинается подкупольная часть. Сам купол имеет диаметр 17 метров. Его украшает роспись, выполненная К. П. Брюлловым, Ф. А. Бруни, В. Л. Боровиковским и другими мастерами. Подкупольный рисунок дублирует свод, а полосы из восьмиугольных плиток черного, красного и серого цвета в коридоре визуально делают его длиннее. По периметру здания под потолком в своде есть окна. Струящийся из них свет создает впечатление, что купол храма парит высоко в небе и вот-вот улетит ввысь.
Пол украшает мозаика, выполненная из серого и розового мрамора, отделанная черным шунгитовым сланцем. Пространство возле алтаря заполнено малиновым порфиром.
Посетители, особенно православные верующие, а также представители иных христианских течений, всегда обращают внимание на иконы. Авторами изображений являются В. К. Шебуев, О. Кипренский, В. Боровиковский, А. Иванов, Ф. П. Брюллов, С. С. Щукин, А. Е. Егоров и другие. Наибольший интерес, естественно, вызывает главная святыня храма.
Это — Казанская икона Божией Матери, в честь которой в 1811 году и был построен храм.
История этой иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге начинается с 1579 года. Тогда в Казани случился страшный пожар, в котором сгорела большая часть города. Через две недели после этого девочке Матроне Онучиной во сне пришла Богородица, которая сказала ей сходить на пепелище и отыскать там ее икону. В том месте, которое назвала Дева Мария, на глубине примерно 1 метр, действительно нашли святой образ.
Спустя 33 года после этого чудесного явления иконы, в Смутное время, польские войска вторглись в Россию и захватили столицу. Но в 1612 году ополчение под командованием К. Минина и Д. И. Пожарского под покровительством иконы Казанской Божией Матери разбило агрессоров, а 22 октября (или 4 ноября по новому стилю) образ Богородицы крестным ходом был доставлен в Москву. С периода правления царя Алексея Михайловича икона была покровительницей рода Романовых, а праздники во имя нее стали общероссийскими.
Впоследствии перед этой иконой молились господу царь Петр I со своим войском во время подготовки к Полтавской битве в 1709 году. В 1937 году один из списков чудотворного образа переместили в Петербург и определили в церковь Рождества Богородицы, находящейся на Невском проспекте. Икона стала главной православной святыней города и в 1811 году была размещена в новом Казанском соборе. Позднее Казанская икона Божией Матери применялась для военных целей, в 1812 году перед ней читал молитвы М. И. Кутузов.
В Казанском соборе Санкт-Петербурга покоится фельдмаршал М. И. Голенищев-Кутузов-Смоленский. Он многое сделал для города, поэтому и был удостоен такой чести. В течение нескольких лет перед Отечественной войной 1812 года он был губернатором Петербурга. Он почитал главную святыню собора, перед уходом на фронт молился перед иконой. Он считал, что своей победой над французскими войсками обязан ее покровительству. После поражения оккупантов Кутузов возвратил в Россию сокровища, которые успели награбить враги. Все их главнокомандующий передал Казанскому собору.
В ХIХ столетии собор был выше всех других зданий в городе (его высота – 71,5 м). Он возводился 10 лет несколькими тысячами оброчных крестьян. Для строительства стен с перекрытиями и наружных колонн применяли пористый туф, который затем покрасили, чтобы структура камня не пострадала из-за питерской сырости.
При посещении храма следует внимательно и с уважением относиться ко всем людям, находящимся там:
Адрес храма: Казанская площадь, 2. Он находится между домами № 25 и № 27 по Невскому проспекту. Входить в храм можно со стороны Казанской улицы и Невского проспекта.
Наиболее близкие станции метро к Казанскому собору в Санкт-Петербурге это «Гостиный двор», «Невский проспект» и «Адмиралтейская». Он расположен напротив дверей станции «Невский проспект». Если выйдете на «Гостином дворе», тогда вам нужно двигаться к каналу Грибоедова, напротив которого и находится храм. От станции метро «Адмиралтейская» до собора можно добраться пешком за 10 минут. В 15 минутах ходьбы от храма расположены выходы пересадочного узла станций «Спасская», «Садовая» и «Сенная площадь».
Недалеко от собора на Невском проспекте есть остановки автобусов 3, 7, 22, 24, 27 и 191 маршрутов, а также троллейбусов № 1, 5, 7, 10, 11, 22. Троллейбус № 17 и маршрутное такси № К-306 имеют на Казанской площади конечные станции.
Император Павел I мечтал объединить православную и католическую церкви. Для этой цели он стал магистром Мальтийского ордена. Планы в жизнь претворить не удалось, но в архитектуре собора видны 2 ветви христианства. Так в России был построен храм, близкий римской базилике.
Подражая римским зодчим, архитектор Казанского собора в Санкт-Петербурге Воронихин стал одним из родоначальников российского ампира (или русского классицизма). Его называют королевским стилем, так как для него характерна помпезность и театральность в оформлении.
Это обязательное наличие столбов, античных скульптур, лепных карнизов. Главное отличие Казанского собора — это наружная и внутренняя колоннады.
Расписание их в Казанском соборе Санкт-Петербурга в воскресные и праздники другое, чем в будни. Ранняя литургия в нерабочие дни начинается в 7 часов утра, а в другие — в 10 часов. Внутрь в будни можно зайти за 1 час до начала первой службы. По выходным и по праздникам храм открывает двери в 06:30. Последняя вечерняя служба начинается в 18:00 и по ее завершении собор закрывается.
Деньги за вход в храм отдавать не надо, так как он является действующим культовым местом, а на иконы, свечи, крестики, литературу нужно будет потратиться. Но за все это в Казанском соборе в Санкт-Петербурге цена небольшая. Если захотите посетить какую-либо экскурсию, предложенную работниками храма, то надо сделать пожертвование.
В храме можно посетить следующие обзорные экскурсии:
Экскурсии в Казанском соборе Санкт-Петербурга начинаются с 11:30 и продолжаются до 18:00. Посетить их можно как в составе организованной группы, так и индивидуально. Для коллективов предусмотрена предварительная запись по телефону.
Казанский кафедральный собор — это памятник российского церковного зодчества, имеющий особую значимость. Он положил начало золотой эре российского храмового мастерства. Именно на данной стройке работали не покладая рук лучшие мастера тех времен и простые русские люди. Благодаря этому храму появилось целое поколение прекрасных архитекторов и градостроителей.